Программа «Школа юного делателя». Подготовка стажеров.

Пояснительная записка

Наша Донецкая земля – особое место. Место силы и духовного делания нашего народа.

Духовная и нравственная сила нашей культуры призвана сохранить и сберечь традиционные нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение истории, самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная  среда,  стимулирующая  активные  формы  познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Разработчики и ведущие программ- старшие дети из опекаемых фондом семей, попавших в кризисную ситуациюПринцип прост. Чтобы помочь детям с самоопределением и ответом на свои подростковые и юношеские вопросы, мы приглашаем их исследовать то богатейшее наследие, оставленное им предками.Молодые исследователи делятся этим со своими сверстниками в онлайн-пространствею

 

Цели и задачи проекта

Цель: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) на основе погружения в традиции и обычаи нашего многонационального донбасского народа.

 

Задачи:

  • формировать личность стажера, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;
  • прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале;
  • формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
  • формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
  • расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
  • развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
  • знать народные праздники, игры, песни и танцы;
  • формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;
  • активизировать внимание и память;
  • формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.

 

Основные содержательные линии

  • Знакомство с укладом жизни народа ( проект «Уклад жизни нашего народа». Ведущая Попова Алина)
  • Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры (проект «История народов Донбасса». Ведущие: Поповы Виктория и Александр)
  • Демонстрация нравственного образа и подвига горловчан, вошедших в мировую историю, благодаря своему трудолюбию и жертвенности ( Проект «Горловский характер». Ведущий Данько Роман)
  • Осмысление христианских ценностей своей семьи и всего народа (Проект «Добродетели нашего народа». Ведущая Леверя Настя)
  • Возвращение культуры и полезности игре и игрушке ( Проекты:
    1. «Музей игры и игрушки». Ведущий Кошель Тимофей;
    2. «Народная игра». Ведущие: Бородинская Малина и Граф)
  • Серьезный разговор о этикете и нормах поведения ( Проекты:
    1. «Азбука этикета». Ведущая Дьяченко Лиза;
    2. «Не простое взросление». Ведущий Акимов Владислав)
    3. Театральная студия ( Постановки на нравственные темы)

Реализация этих элементов осуществляется последовательно по отдельным программам. Формируются рабочие группы из числа ребят и родителей, опекаемых фондом.

Ценностные ориентиры программного содержания

отражают целевые установки православного мировоззрения

Стажеры проектов получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и исторические тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • устанавливать аналогии.

В результате освоения курса стажеры получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов Донбасса и общечеловеческими ценностями о природе, истории края, Святой Руси, осмыслить этические понятия. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Стажер получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
  • пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники
  • создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
  • различать образцы музыкального фольклора,  народные  музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
  • различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов народов и своего региона;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды  профессий (с  учетом  региональных особенностей); влияние  технологической  деятельности  человека  на  окружающую среду и здоровье;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте