Программа «Истоки нравственности»

Программа

дополнительного образования детей

«Истоки нравственности»

Для детей 7 — 9 лет

Срок реализации  1 год

 

Пояснительная записка

Вспомним крылатые слова Сервантеса, которые могут стать эпиграфом к данной программе: «Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Культура поведения – это большой и ценный пласт общечеловеческой культуры. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Другими словами, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.

 

Цель:

— систематически и целенаправленно прививать детям младшего школьного возраста навыки культурного поведения в школе, в общественных местах, транспорте, в гостях и в обществе в целом.

 

Задачи:

— приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— формировать мотивационную сферу осознанного культурного поведения у детей;

— проводить профилактику асоциального поведения у людей;

— обеспечивать духовное и психическое саморазвитие детей;

— прививать навыки самосовершенствования, создавать условия для развития личности ребёнка.

 

Возраст: для детей 7 -9 лет. Срок реализации 1 год.

 

Данная программа составлена на 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Форма реализации программы – групповая. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.

К работе кружка привлекаются дети из группы риска.

Предполагаемые результаты к концу изучения данной программы

Дети должны:

 

знать уметь
— что имеется в виду под выражением «культура поведения»;

 

— что такое этикет?

 

— зачем быть вежливым?

 

— обязанности ученика в школе и дома;

 

— о праздничном этикете;

 

— о вежливых словах и их применении;

 

— как правильно говорить по телефону;

 

— как вести себя в общественных местах;

 

— о правилах уличного движения;

— как стать красивым и точным;

 

— о поведении среди товарищей;

 

— как защитить свой дом;

 

— о поведении в чрезвычайных ситуациях;

 

— о безопасном поведении школьников;

 

— о том, что вредит нашему здоровью и жизни в целом.

— применять полученные знания о культуре поведения человека в повседневной жизни, в различных ситуациях, основываясь на принципах морали;

 

— контролировать своё поведение и настроение;

 

— следовать в жизни правилам хорошего тона;

 

— оказывать первую помощь себе и окружающим людям;

 

— уметь быть аккуратными, опрятными, вежливыми не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах и транспорте.

Содержание программы

 

№ п/п Учебно-тематическое планирование теория практика
I Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности. техника безопасности диагностика
II Этикет в нашей жизни.
1. Этика – наука о морали.

— рассказ учителя

— учебная ситуация и выход из неё

— этическая беседа

— беседа по прочитанному рассказу

понятия: «этика» и «мораль»

 

 

разбор учебных ситуаций
2.

 

 

 

Как я выгляжу.

— беседа по теме

— опыт

— обсуждение фактов школьной жизни

— беседа по прочитанному

понятия: «внешний вид», «опрятность» обсуждение фактов школьной жизни
3. Школьный этикет.

— этическая беседа

— обсуждение фактов школьной жизни

— рассказ учителя

правила поведения на уроке

 

сюжетно-ролевая игра «Я – на уроке»
4. Зачем быть вежливым.

— беседа по теме

— чтение и обсуждение произведений

— анализ жизненных ситуаций

понятия: «вежливость», «привычка», «поступок хороший и плохой» анализ отрывков из произведений
5. Сказка о вежливости.

— беседа

— беседа по прочитанному рассказу

— обсуждение жизненных ситуаций

понятия: «сказка», «вежливость», «поступок» обсуждение жизненных ситуаций
6. Добро и зло в сказках.

— рассказ учителя

— учебная ситуация и выход из неё

— этическая беседа

понятия: «добро, «зло», «хорошо», «плохо» учебная ситуация и выход из неё
7. Твои поступки и твои родители.

— беседа

— анализ ситуаций

— беседа по прочитанным отрывкам

понятия: «родители», «уважение», «забота» анализ ситуаций

 

 

8. Обязанности ученика в школе и дома.

— теоретическая часть

— анализ ситуаций

— заучивание правил поведения для

учащихся

понятия: «обязанность» «выполнение»

 

анализ ситуаций

 

 

 

9. Чем богат человек.

— теоретическая часть

— опыт

— обсуждение ситуаций из жизни

понятия: «богатство», «характер», «сундучок» разбор жизненных ситуаций

 

10. Ты и твоё здоровье.

— беседа по теме

— оздоровительная минутка

— анализ ситуаций

— полезные советы

понятия: «здоровье», «режим дня», «личная гигиена» оздоровительная минутка, анализ ситуаций

 

11. Наш класс.

— беседа по теме

— обсуждение фактов школьной жизни

— игра «Хорошо-плохо»

понятия: «класс», «коллектив», «взаимопо

мощь»

обсуждение фактов школьной жизни

 

12. Моя мама – самая лучшая.

— этическая беседа

— беседа по прочитанным рассказам

— рассказы детей о своих мамах

понятия: «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание» рассказы детей о своих мамах

 

 

13. День рождения.

— беседа по теме

— проблемные ситуации и выход из них

— полезные советы

понятия: «день рождения» «гость», «именинник» проблемная ситуация и выход из неё

 

 

14. Учимся общаться

— правила вежливого общения

— правила вежливого диалога в сюжетно-ролевых

играх

— правила вежливого общения с взрослыми

понятия: «диалог», «общение», «уважение»

 

 

 

вежливый диалог в сюжетно-ролевых

играх, в общении с взрослыми

15. Сказка в нашей жизни.

— беседа по теме

— чтение и анализ сказок

— игра «Закончи сказку»

беседа

 

 

 

чтение и анализ сказок, игра «Закончи сказку»
16. О вежливых словах и их применении.

— этическая беседа

— анализ проблемных ситуаций

понятие: «вежливые слова» анализ проблемных ситуаций
17. Форма контроля – анкетирование.    
III Культура поведения.
1. Правила знакомства, представления и обращения.

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

— полезные советы

понятия: «знакомство», «представле

ние», «обращение»

анализ проблемных ситуаций, полезные советы
2. Правила приветствия и прощания.

— этическая беседа

— анализ ситуаций

— обсуждение фактов школьной жизни

понятия: «приветствие»,«прощание»

 

 

 

анализ ситуаций и обсуждение фактов школьной жизни
3. Правила поведения в столовой за столом.

— обучение детей культуре поведения за столом

— разыгрывание проблемных ситуаций и

отыскивание выходов из них

 

 

 

_

обучение детей культуре поведения за столом, разыгрывание проблемных ситуаций
4. Правила поведения с гостями,

в гостях,

приглашение в гости.

— этическая беседа

— разыгрывание ситуаций и их анализ

 

 

_

 

 

разыгрывание ситуаций и их анализ

 

 

 

5. Как вести себя в школе на переменах.

— беседа по теме

— поведение в туалете

— поведение на перемене

— поведение на лестнице

понятие: «вежливое обращение»

 

 

 

разыгрывание ситуаций и их анализ

 

 

 

6. Искусство делать подарки.

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

понятие: «дорогой подарок» анализ проблемных ситуаций
7. Как правильно разговаривать по телефону.

— беседа по теме

— правила разговора по телефону

— разыгрывание ситуаций

понятия: «общение», «разговор», «вежливость»

 

правила разговора по телефону, разыгрывание ситуаций
8. Правила поведения в общественном транспорте.

— беседа по теме

— правила поведения в транспорте

— разбор проблемных ситуаций

правила поведения в общественном транспорте

 

разбор проблемных ситуаций

 

 

9. Культура поведения в общественных местах.

— беседа по теме

— разыгрывание ситуаций

— игра «Найди ошибку»

правила поведения в общественных местах разыгрывание ситуаций, игра «Найди ошибку»

 

10. Культура поведения.

— игра-путешествие в страну «Культурного

поведения»

 

 

_

игра-путешествие в страну «Культурного

поведения»

11. Правила уличного движения.

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

— правила уличного движения

правила уличного движения

 

анализ проблемных ситуаций

 

12. Если ты пришёл в гости.

— этическая беседа

— разыгрывание ситуаций

— правила поведения в гостях

правила поведения в гостях

 

 

 

разыгрывание ситуаций

 

 

 

13. Если хочешь быть красивым…

— беседа по теме

— игра «Хорошо-плохо»

понятие: «красота внутренняя и внешняя» игра «Хорошо-плохо»

 

14. Как стать точным.

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

понятие: «точность»

 

анализ проблемных ситуаций
15. Среди товарищей.

— этическая беседа

— разбор проблемных ситуаций

понятия: «товарищ», «друг», «общение» разбор проблемных ситуаций

 

16. Настроение в школе.

— беседа по теме

— оздоровительная минутка

— выполнение заданий

понятие: «настроение»

 

 

оздоровитель

ная минутка, выполнение заданий

17. Настроение после школы.

— беседа по теме

— анализ ситуаций

— работа с пословицами

— игра «Закончи рассказ»

 

 

_

 

 

работа с пословицами, игра «Закончи рассказ»

 

18. Поведение в школе.

— оздоровительная минутка

— игра «Какой ты умник»

— анализ ситуаций

понятие: «поведение»

 

 

игра «Какой ты умник», анализ ситуаций
19. Форма контроля – анкетирование.    
IV Безопасное поведение школьника.
1. Вредные привычки.

— беседа по теме

— игра «Да — нет»

— анализ ситуаций

понятие: «вредные привычки»

 

игра «Да — нет», анализ ситуаций
2. Как защитить свой дом.

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

понятия: «защищать», «оберегать», «знать» анализ проблемных ситуаций

 

3. Если на тебя нападают…

— беседа по теме

— правила безопасного поведения

понятия: «опасно», «вредно», «случайно» правила безопасного поведения

 

4. Если тебе грозит опасность…

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

 

_

анализ проблемных ситуаций
5. Правила поведения при пожаре.

— беседа по теме

— анализ ситуаций

— заучивание правил

правила поведения при пожаре

 

анализ ситуаций

 

 

6. Безопасное поведение школьника.

— беседа по теме

— анализ ситуаций

— правила

безопасное поведение школьника

 

анализ ситуаций

 

 

7. Осторожно, лёд!

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

понятия: «хрупкий», «тонкий», «опасно» анализ проблемных ситуаций

 

8. Водоёмы, реки, моря.

— беседа по теме

— анализ проблемных ситуаций

понятия: «водоёмы», «реки», «моря» анализ проблемных ситуаций

 

9. Оказание первой медицинской помощи.

— беседа по теме

— анализ ситуаций

— полезные советы

понятие: «первая медицинская помощь» анализ ситуаций, полезные советы
10. Форма контроля: практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.    
V Итоговое занятие. Путешествие в страну Вежливости. _ Путешествие в страну Вежливости.

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Условия реализации программы

 

 

Данная программа успешно может быть реализована при условии:

 

Наличия в кабинете дидактического материала – методические рекомендации планирования кружка «Истоки нравственности», составленного на основе цикла внеклассных занятий на тему «культура поведения».

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими занятиями.

Главными методами являются, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали.

Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, игра и т.д.

Особое внимание отводится такому методу, как беседа воспитателя с детьми.

Отвечая на вопросы, поставленные им, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте.

Беседа используется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений, басен) этического содержания.

В работе с детьми широко используется юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.