Программа
дополнительного образования детей
«Истоки нравственности»
Для детей 7 — 9 лет
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Вспомним крылатые слова Сервантеса, которые могут стать эпиграфом к данной программе: «Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
Культура поведения – это большой и ценный пласт общечеловеческой культуры. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Другими словами, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.
Цель:
— систематически и целенаправленно прививать детям младшего школьного возраста навыки культурного поведения в школе, в общественных местах, транспорте, в гостях и в обществе в целом.
Задачи:
— приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— формировать мотивационную сферу осознанного культурного поведения у детей;
— проводить профилактику асоциального поведения у людей;
— обеспечивать духовное и психическое саморазвитие детей;
— прививать навыки самосовершенствования, создавать условия для развития личности ребёнка.
Возраст: для детей 7 -9 лет. Срок реализации 1 год.
Данная программа составлена на 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Форма реализации программы – групповая. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.
К работе кружка привлекаются дети из группы риска.
Предполагаемые результаты к концу изучения данной программы
Дети должны:
знать | уметь |
— что имеется в виду под выражением «культура поведения»;
— что такое этикет?
— зачем быть вежливым?
— обязанности ученика в школе и дома;
— о праздничном этикете;
— о вежливых словах и их применении;
— как правильно говорить по телефону;
— как вести себя в общественных местах;
— о правилах уличного движения; — как стать красивым и точным;
— о поведении среди товарищей;
— как защитить свой дом;
— о поведении в чрезвычайных ситуациях;
— о безопасном поведении школьников;
— о том, что вредит нашему здоровью и жизни в целом. |
— применять полученные знания о культуре поведения человека в повседневной жизни, в различных ситуациях, основываясь на принципах морали;
— контролировать своё поведение и настроение;
— следовать в жизни правилам хорошего тона;
— оказывать первую помощь себе и окружающим людям;
— уметь быть аккуратными, опрятными, вежливыми не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах и транспорте. |
Содержание программы
№ п/п | Учебно-тематическое планирование | теория | практика |
I | Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности. | техника безопасности | диагностика |
II | Этикет в нашей жизни. | ||
1. | Этика – наука о морали.
— рассказ учителя — учебная ситуация и выход из неё — этическая беседа — беседа по прочитанному рассказу |
понятия: «этика» и «мораль»
|
разбор учебных ситуаций |
2.
|
Как я выгляжу.
— беседа по теме — опыт — обсуждение фактов школьной жизни — беседа по прочитанному |
понятия: «внешний вид», «опрятность» | обсуждение фактов школьной жизни |
3. | Школьный этикет.
— этическая беседа — обсуждение фактов школьной жизни — рассказ учителя |
правила поведения на уроке
|
сюжетно-ролевая игра «Я – на уроке» |
4. | Зачем быть вежливым.
— беседа по теме — чтение и обсуждение произведений — анализ жизненных ситуаций |
понятия: «вежливость», «привычка», «поступок хороший и плохой» | анализ отрывков из произведений |
5. | Сказка о вежливости.
— беседа — беседа по прочитанному рассказу — обсуждение жизненных ситуаций |
понятия: «сказка», «вежливость», «поступок» | обсуждение жизненных ситуаций |
6. | Добро и зло в сказках.
— рассказ учителя — учебная ситуация и выход из неё — этическая беседа |
понятия: «добро, «зло», «хорошо», «плохо» | учебная ситуация и выход из неё |
7. | Твои поступки и твои родители.
— беседа — анализ ситуаций — беседа по прочитанным отрывкам |
понятия: «родители», «уважение», «забота» | анализ ситуаций
|
8. | Обязанности ученика в школе и дома.
— теоретическая часть — анализ ситуаций — заучивание правил поведения для учащихся |
понятия: «обязанность» «выполнение»
|
анализ ситуаций
|
9. | Чем богат человек.
— теоретическая часть — опыт — обсуждение ситуаций из жизни |
понятия: «богатство», «характер», «сундучок» | разбор жизненных ситуаций
|
10. | Ты и твоё здоровье.
— беседа по теме — оздоровительная минутка — анализ ситуаций — полезные советы |
понятия: «здоровье», «режим дня», «личная гигиена» | оздоровительная минутка, анализ ситуаций
|
11. | Наш класс.
— беседа по теме — обсуждение фактов школьной жизни — игра «Хорошо-плохо» |
понятия: «класс», «коллектив», «взаимопо
мощь» |
обсуждение фактов школьной жизни
|
12. | Моя мама – самая лучшая.
— этическая беседа — беседа по прочитанным рассказам — рассказы детей о своих мамах |
понятия: «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание» | рассказы детей о своих мамах
|
13. | День рождения.
— беседа по теме — проблемные ситуации и выход из них — полезные советы |
понятия: «день рождения» «гость», «именинник» | проблемная ситуация и выход из неё
|
14. | Учимся общаться
— правила вежливого общения — правила вежливого диалога в сюжетно-ролевых играх — правила вежливого общения с взрослыми |
понятия: «диалог», «общение», «уважение»
|
вежливый диалог в сюжетно-ролевых
играх, в общении с взрослыми |
15. | Сказка в нашей жизни.
— беседа по теме — чтение и анализ сказок — игра «Закончи сказку» |
беседа
|
чтение и анализ сказок, игра «Закончи сказку» |
16. | О вежливых словах и их применении.
— этическая беседа — анализ проблемных ситуаций |
понятие: «вежливые слова» | анализ проблемных ситуаций |
17. | Форма контроля – анкетирование. | ||
III | Культура поведения. | ||
1. | Правила знакомства, представления и обращения.
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций — полезные советы |
понятия: «знакомство», «представле
ние», «обращение» |
анализ проблемных ситуаций, полезные советы |
2. | Правила приветствия и прощания.
— этическая беседа — анализ ситуаций — обсуждение фактов школьной жизни |
понятия: «приветствие»,«прощание»
|
анализ ситуаций и обсуждение фактов школьной жизни |
3. | Правила поведения в столовой за столом.
— обучение детей культуре поведения за столом — разыгрывание проблемных ситуаций и отыскивание выходов из них |
_ |
обучение детей культуре поведения за столом, разыгрывание проблемных ситуаций |
4. | Правила поведения с гостями,
в гостях, приглашение в гости. — этическая беседа — разыгрывание ситуаций и их анализ |
_
|
разыгрывание ситуаций и их анализ
|
5. | Как вести себя в школе на переменах.
— беседа по теме — поведение в туалете — поведение на перемене — поведение на лестнице |
понятие: «вежливое обращение»
|
разыгрывание ситуаций и их анализ
|
6. | Искусство делать подарки.
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций |
понятие: «дорогой подарок» | анализ проблемных ситуаций |
7. | Как правильно разговаривать по телефону.
— беседа по теме — правила разговора по телефону — разыгрывание ситуаций |
понятия: «общение», «разговор», «вежливость»
|
правила разговора по телефону, разыгрывание ситуаций |
8. | Правила поведения в общественном транспорте.
— беседа по теме — правила поведения в транспорте — разбор проблемных ситуаций |
правила поведения в общественном транспорте
|
разбор проблемных ситуаций
|
9. | Культура поведения в общественных местах.
— беседа по теме — разыгрывание ситуаций — игра «Найди ошибку» |
правила поведения в общественных местах | разыгрывание ситуаций, игра «Найди ошибку»
|
10. | Культура поведения.
— игра-путешествие в страну «Культурного поведения» |
_ |
игра-путешествие в страну «Культурного
поведения» |
11. | Правила уличного движения.
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций — правила уличного движения |
правила уличного движения
|
анализ проблемных ситуаций
|
12. | Если ты пришёл в гости.
— этическая беседа — разыгрывание ситуаций — правила поведения в гостях |
правила поведения в гостях
|
разыгрывание ситуаций
|
13. | Если хочешь быть красивым…
— беседа по теме — игра «Хорошо-плохо» |
понятие: «красота внутренняя и внешняя» | игра «Хорошо-плохо»
|
14. | Как стать точным.
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций |
понятие: «точность»
|
анализ проблемных ситуаций |
15. | Среди товарищей.
— этическая беседа — разбор проблемных ситуаций |
понятия: «товарищ», «друг», «общение» | разбор проблемных ситуаций
|
16. | Настроение в школе.
— беседа по теме — оздоровительная минутка — выполнение заданий |
понятие: «настроение»
|
оздоровитель
ная минутка, выполнение заданий |
17. | Настроение после школы.
— беседа по теме — анализ ситуаций — работа с пословицами — игра «Закончи рассказ» |
_
|
работа с пословицами, игра «Закончи рассказ»
|
18. | Поведение в школе.
— оздоровительная минутка — игра «Какой ты умник» — анализ ситуаций |
понятие: «поведение»
|
игра «Какой ты умник», анализ ситуаций |
19. | Форма контроля – анкетирование. | ||
IV | Безопасное поведение школьника. | ||
1. | Вредные привычки.
— беседа по теме — игра «Да — нет» — анализ ситуаций |
понятие: «вредные привычки»
|
игра «Да — нет», анализ ситуаций |
2. | Как защитить свой дом.
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций |
понятия: «защищать», «оберегать», «знать» | анализ проблемных ситуаций
|
3. | Если на тебя нападают…
— беседа по теме — правила безопасного поведения |
понятия: «опасно», «вредно», «случайно» | правила безопасного поведения
|
4. | Если тебе грозит опасность…
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций |
_ |
анализ проблемных ситуаций |
5. | Правила поведения при пожаре.
— беседа по теме — анализ ситуаций — заучивание правил |
правила поведения при пожаре
|
анализ ситуаций
|
6. | Безопасное поведение школьника.
— беседа по теме — анализ ситуаций — правила |
безопасное поведение школьника
|
анализ ситуаций
|
7. | Осторожно, лёд!
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций |
понятия: «хрупкий», «тонкий», «опасно» | анализ проблемных ситуаций
|
8. | Водоёмы, реки, моря.
— беседа по теме — анализ проблемных ситуаций |
понятия: «водоёмы», «реки», «моря» | анализ проблемных ситуаций
|
9. | Оказание первой медицинской помощи.
— беседа по теме — анализ ситуаций — полезные советы |
понятие: «первая медицинская помощь» | анализ ситуаций, полезные советы |
10. | Форма контроля: практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. | ||
V | Итоговое занятие. Путешествие в страну Вежливости. | _ | Путешествие в страну Вежливости. |
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Данная программа успешно может быть реализована при условии:
Наличия в кабинете дидактического материала – методические рекомендации планирования кружка «Истоки нравственности», составленного на основе цикла внеклассных занятий на тему «культура поведения».
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими занятиями.
Главными методами являются, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали.
Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, игра и т.д.
Особое внимание отводится такому методу, как беседа воспитателя с детьми.
Отвечая на вопросы, поставленные им, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте.
Беседа используется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений, басен) этического содержания.
В работе с детьми широко используется юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.