Просветительские программы

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ  КЛУБА

«СЕМЬЯ»

Оглавление

Категория: родители многодетных семей

 

Программа  для родителей «Семья- уголок Рая на земле»

 

Содержание программы

Вводное занятие Что такое счастье и как его достичь?

Видеолекция «Путь к счастью» // Беседа по теме:  « Нравственные основы семейной жизни». 2); Анкетирование.

2 занятие Быть или казаться

Содержание материала:  Кто Я, почему Господь дал мне именно эту семью?

3 занятие : Кто советчик мне по жизни? Стыд и совесть

Содержание материала: Что такое стыд? Что такое совесть? Нравственный закон души. Совесть и ответственность. Свобода или вседозволенность?

Опрос общественного мнения «Голос совести в моей жизни».

4 занятие. Дружба и любовь в семье и в целом в  жизни человека

Содержание материала: Дружба истинная и ложная. Что такое любовь? Критерий любви. Определение любви по апостолу Павлу.

Методическое обеспечение: 1) Рассказ, притча о дружбе и любви; 2) Цитирование апостола Павла (1 Кор. 13: 1-8); 3) Размышления над книгой митрополита Антония Сурожского «Таинство любви» и статьей «Любовь или бенгальский огонь? Какова же истинная любовь?» //
Духанин В. Сокровенный мир Православия; 4) Видеолекции «Друг», «Ожидание любви», «Гимн любви» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.; 5) Беседа по теме.

5 занятие. Основы семейной жизни. Родительская молитва и  благословение

Содержание материала: Традиция родительского благословения. Смысл и значение родительского благословения в жизни ребенка.

Методическое обеспечение: 1) Рассказы о силе родительского благословения и размышление над ними; 2) Творческое задание «Последствия послушания родителям в моей жизни».

6 занятие Супружество. Возможно ли целомудрие в браке? Особенности первого года совместной жизни. Отличие понятий «брак» и «семья». Методическое обеспечение: 1) «Семейная жизнь – явление многоуровневое» и др. // Мультимедийное приложение к учебному пособию «Нравственные основы семейной жизни.; 2) Аудиолекции монахини Нины (Крыгиной) «Особенности молодой семьи», «Взаимоотношения в молодой семье». // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл бесед; 3) Викторина «Кто есть кто из родственников?».

7 занятие Супруги. Обязанности супругов  в семье. Упражнение «Характеристика в ласковых  словах». Психологические этапы становления супружества. Изменение статусных ролей супругов. Семейные смыслы и их постижение.

Методическое обеспечение: 1) Лекции монахини Нины (Крыгиной) «Роли в семье. Да убоится жена мужа своего». // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл радиопередач; Беседа по теме; 2) Игра-викторина «Муж-глава семьи». Творческое задание «Испытания и выход из кризиса отношений».

8 занятие Типы и функции семьи

Содержание материала: Функции семьи. Внешняя и внутренняя стороны функционирования семьи. Типы семьи.

Методическое обеспечение: 1) Видеолекция «Свидание в кафе «Элефант»» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.»; 2) Беседа по теме; 3) Творческое лаборатория «Особенности воспитания в разных типах семьи».

 

9 занятие Чудо жизни. Радость ожидания  «Не убий»

Содержание материала: Искусственное прерывание беременности. Каковы основные последствия аборта?

Методическое обеспечение: 1) Док/ф. «Безмолвный крик» и «Сны»; 2) Размышление над статьей «Постабортный синдром» // Мультимедийное приложение к учебному пособию «Нравственные основы семейной жизни. 10 класс»; 3) Видеолекция «Разговор с мамой», «Вред абортов» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни. ; 4) Творческая лаборатория «Мои аргументы против абортов».

10 занятие Отцовство и материнство

Содержание материала: Материнство как психосоциальный феномен. Отцовство.

Методическое обеспечение: 1) Аудиолекция «Семья в ожидании ребенка» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.»; 2) Размышление над статьями «Суррогатное материнство», «Готово ли сердце мое?», «Знания об отцовстве» и др. // Мультимедийное приложение к учебному пособию « Нравственные основы семейной жизни.».

11 занятие. Родители и дети

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Значение детей в жизни семьи. Положение детей в семье. Старшие члены семьи. Значение семейного предания для воспитания личности. Древо семьи. Семейные реликвии.

Методическое обеспечение: 1) Аудиолекция монахини Нины (Крыгиной) «Ошибки родительского воспитания». // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл радиопередач; 2) Аудиолекция «О папе и для папы» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.; 3) Аудиолекция священника Ильи Шугаева «Внутренний уклад семьи»; 4) Беседа по теме.

 

 

12 занятие Православные идеалы семейной культуры. Традиции православной семьи

Содержание Заповеди Божьи. Христианские нормы отношений. Воспитание чести и долга в семье. Патриотическое и трудовое воспитание в семье. Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни. Религиозные, исторические и семейные традиции благочестия как смыслообразующие основания семьи.

Методическое обеспечение: 1) Док/ф. «О семейной жизни»; 2) Видеолекции «Цирюльник», «Любовь» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.; 3) Беседа по теме; 4) Творческая лаборатория «Духовно-нравственные традиции в моей будущей семье».

Заключение.  Закрепление изученного материала.  Игра-викторина «Основы семейной культуры».

 

Просветительская программа для  молодежи «За сохранение семейных ценностей»

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. Введение «Красота человеческих отношений»

Форма занятия:  вводное занятие.

Содержание материала: Знакомство педагога с детьми. Беседа. Анкетирование.

Методическое обеспечение: 1) Игра «Здравствуй!»; 2) Анкета «Мои пожелания».3) Компьютерная презентация «Красота человеческих отношений» с заданием «Угадай добродетель».

  • Занятие. Эгоизм и гордость как источники зла в мире

Содержание материала: Примеры эгоизма и гордости в межличностных отношениях и их последствий.

Методическое обеспечение: 1) Социологическое исследование «О причинах враждебных отношений между людьми»; 2) Чтение вслух по теме и размышление над прочитанным.

3  Занятие.  Семейные ценности в свете христианских заповедей

Заповедь о вере в Бога и христианское понимание любви. Любовь и влюбленность

Содержание материала: Бог есть Любовь. Бог-Троица и образ Троицы в семье. Вера в Бога как залог истинной любви. Христианское понимание любви как самоотречения ради ближнего. Различие между влюбленностью и любовью.

Методическое обеспечение: 1) Размышления на тему «Почему вера в Бога помогает любить?»; 2) Творческое задание на противопоставление понятий «Любовь и влюбленность»; 3) Конкурс немой сцены на тему «Любви все возрасты покорны».

4 занятие. Семья как путь ко Спасению

Содержание материала: Заповедь Иисуса Христа «Нет больше той любви как, если кто жизнь свою положит за друзей своих» — высокий идеал любви и путь к спасению души. Семья как «место» исполнения данной заповеди о любви к ближним как к самому себе.

Методическое обеспечение: 1) Чтение статей из книги священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» и размышления над прочитанным; 2) Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России».

5 занятие Внешняя и внутренняя свобода человека

Содержание материала: Внутренняя свобода – истинная свобода воли человека – не тождественна внешней свободе действий. Ограничение внешней свободы — залог истинной свободы личности. Внутренняя свобода – жить для других; внешняя свобода – жить для себя.

Методическое обеспечение: 1) Кинолекторий «Голодная душа в «Супермаркете свободы» (док/ф.) // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя «Нравственные основы семейной жизни. 10 класс»; 2) Учебно-поисковая игра «В чем заключается истинная свобода личности: жить для себя или жить для других?»

6 занятие. Образ и подобие Божии в человеке

Содержание материала: Православное учение об образе и подобии Божьем в человеке. Образ как душевно-духовная данность; подобие как цель духовного совершенствования через дела самоотверженной любви к ближним.

Методическое обеспечение:Чтение по теме;

 

7  задание «Чем человек отличается от других живых существ?». О смысле жизни

Содержание материала: Мнимые смыслы жизни. Христианское понимание смысла жизни как стремления к подобию Божию и Богообщению через самопожертвенную любовь.

Методическое обеспечение: 1) Чтение статей «Есть ли смысл в жизни человека» из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»; 2) Творческая лаборатория «В поисках смысла жизни: ответы героев былых времен и нашего времени».

8 занятие .Таинство брака

Содержание материала: Смысл и значение Таинства венчания. Назначение брака.

Методическое обеспечение: 1) Чтение статей о Таинстве венчания (см. список основной литер.); 2) Слайд-фильм «Таинство брака».

9 занятие Христианское понимание семьи:роли мужа и жены. Ответственность

Содержание материала: Христианское понимание роли мужа и жены в семье. Ответственность в исполнении ролей как условие благополучности семейных отношений.

Методическое обеспечение: 1) Видеолекция протоиерея Ильи Шугаева «Внутренний уклад семьи»; 2) Тестирование «Как правильно поступить…».

10 занятие.Многодетная семья

Содержание материала: Особенности проявления любви в многодетной семье: многодетная семья как «школа» христианской любви.

Методическое обеспечение: 1) Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»; 2) Творческое задание по сопоставлению параметров «Семья немногодетная и многодетная».

11 занятие. О значении слова. Православная молитва.О вреде сквернословии

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Широкое понимание заповеди «Не произноси имени Господа Бог Твоего напрасно» как заповеди о бережном отношение к произносимому слову. Происхождение бранных слов из языческих ритуалов.

Методическое обеспечение: 1) Чтение из книги Ирзабекова «Тайна русского слова»; 2) Творческое задание на определение этимологии слов и фразеологизмов.

12 занятие. Заповедь о почитании родителей как залог семейного счастья

Содержание материала: Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».

Методическое обеспечение: 1) Чтение статьи «Почитай отца своего и матерь свою» из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»; 2) Слайд-фильм «Любовь к родителям не знает границ!»

 

13 занятие Скверные привычки и их последствия

Содержание материала: Скверные привычки современной молодежи: курение, пивной алкоголизм, наркомания, игромания и др. Их пагубные последствия для собственного здоровья и будущего поколения.

Методическое обеспечение: 1) Кинолекторий по циклу док/ф. «Звук агрессии», «Давайте выпьем», «Эйфория»; 2) Компьютерная презентация «Звезды телеэкрана о здоровом образе жизни».

14 занятие .Заповедь «не прелюбодействуй»: о чистоте добрачных отношений . О целомудрии и телегонии .Современное явление гражданского брака и его последствия

Содержание материала: Значение заповеди «Не прелюбодействуй» в добрачном периоде жизни молодых людей.

Методическое обеспечение: 1) Аудиолекция монахини Нины «О предбрачных отношениях» // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл бесед.

 

Школа родительства для молодых семей, имеющих  детей до­школьного возраста.

Цель настоящей программы — вернуть в жизнь семьи ак­тивное творческое начало, черпающее силу из народной вос­питательной традиции: умение родителей самостоятельно пе­стовать своего малыша, быть творцами душеполезной  среды в доме, строить жизнь семьи в соответствии с календарем церковных праздников, понимая их подлинный, православный смысл, отделяя языческое (магическое) содержание от христианского, грамотно сопровождать естествен­ное развитие ребёнка.

Основные задачи:

  • развитие культуры родительства на основе православных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
  • расширение культурного кругозора молодой семьи, введе­ние в основы культуры православия;
  • содействие формированию грамотного, осознанного отно­шения родителей к использованию педагогических методик и подходов к воспитанию;
  • помощь в осмыслении воспитательного потенциала оте­чественной культуры;
  • раскрытие творческого потенциала самих родителей в раз­личных видах изобразительной и игровой деятельности;
  • развитие у родителей прикладных педагогических навыков изобразительного мастерства (рисование, лепка, конструиро­вание из природных материалов) для последующей совмест­ной деятельности со своими детьми;
  • овладение основными приёмами создания простейших ани­мационных фильмов;
  • расширение социального мира молодой семьи: создание условий для развития творческой, взаимообогащающей сре­ды межсемейной коммуникации, совместного общения и во- церковления семей

Комплексный характер проекта обеспечивает система на­правлений деятельности, необходимых для достижения по­ставленных целей и задач:

аксиологическая направленность реализуется в процессе введения молодой семьи в ценностно-смысловое простран­ство православной культуры и традиций воспитания,

онтологическая направленность реализуется в ходе пси­холого-педагогического обоснования особенностей детского восприятия

восприятия и видения мира, значения педагогического сопро­вождения родителями естественного развития ребёнка;

социокультурная направленность проекта проявляется в обогащении культурного кругозора, расширении круга обще­ния, обмена опытом и сотрудничества молодых семей с детьми;

культуротворческая направленность проявляется в про­цессе вовлечения родителей в развитие и создание различных форм совместной деятельности в семье, реализующих твор­ческие способности, как взрослых, так и детей;

прикладная направленность проекта выражается в овладе­нии молодыми родителями конкретными приёмами и навыка­ми, содействующими становлению нравственной, творческой личности ребенка в процессе воспитания в семье .

Ожидаемые результаты программы:

  • педагогическая нацеленность молодых родителей  в процес­се православного домашнего воспитания как способа твор­ческой самореализации и содействия полноценному становле­нию личности ребёнка и его отношений с окружающим миром;
  • расширение культурного кругозора и повышение педагоги­ческой грамотности и компетентности молодой семьи;
  • освоение и практическое применение в семье воспитатель­ного потенциала отечественной культуры;
  • осознанное, грамотное, избирательное отношение к выбору и адресации детям культурных текстов и педагогических методик в согласии с православными ценностями и целями воспитания;
  • овладение конкретными прикладными приёмами различ­ных видов деятельности, способствующих развитию семей­ных традиций, разнообразию форм досуга, коррекции вну­трисемейных отношений;
  • оптимизация детско-родительских отношений на основе введения в ценностно-смысловое поле культуры православия, отечественных традиций воспитания и увеличения доли вре­мени для совместной деятельности членов семьи;
  • расширение круга социальных связей и взаимной поддерж­ки молодых семей

Основные направления и содержание курса

  • введение в основы культуры православия и православной семейной педагогики
  • раскрытие понятия «традиция», как способа передачи цен­ностно-значимого в культуре и жизни семьи; раскрытие творческого потенциала родителей; психолого-педагогическое обоснование особенностей дет­ского восприятия и видения мира, значения педагогического сопровождения родителями естественного развития ребёнка;
  • возрождение, осмысление и овладение традициями устного, прикладного, игрового и музыкального народного творчества;
  • приобщение родителей к секретам создания домашней и сту­дийной творческой атмосферы, развивающей в ребёнке образ­ное видение, личную активность и способность к сотрудниче­ству, внимание к миру природы и исконной жизнедеятельности человека, интереса к отечественной и христианской истории Формы деятельности лекции, беседы в кругу, психологические игры, детские календарные игры, пальчиковые игры и сказки, потешки, пестушки, рисование и «прочтение» детского рисунка, лепка из различных материалов,
  • шитьё кукол и интерьерных деталей, трактовка сказок, создание театральной формы сказки,
  • «театр в интерьере» (кукольная сказка на столе), пение, работа с голосом,
  • создание сценарного плана семейного праздника, Тематический план

Формат работы клуба: семинар-практикум . Состоит из шести тематических бло­ков; продолжительность семинара — три месяца при ежене­дельных практикумах продолжительностью 2-2,5 часа .

Тема первая: «Введение в семейную педагогику»:

  • определяемся с воспитательными ценностями и целями своей семьи;
  • ищем ответы на основной вопрос семейной педагогики: «Куда мы ведем своего ребенка?»;
  • обсуждаем и анализируем актуальные проблемы:
  • чем отличается воспитание от развития?
  • можно ли обойтись сегодня в воспитании детей без популярных «развивающих педагогических систем»
  • что такое педагогическое сопровождение естественно­го развития ребенка
  • популярные педагогические увлечения современных ро­дителей (система Монтессори, Никитина, вальдорфская педагогика, педагогика раннего развития и пр . ) в све­те православных представлений о воспитании и ста­новлении личности .

Тема вторая: «Ребенок среди игрушек». На базе музея игрушки фонда.

мастерим игрушки и создаем игровую среду в нашем доме; создаём проекты игрового пространства в детской, учимся:

  • разбирать содержание и понимать смысл традицион­ных пестушек и потешек,
  • самостоятельно создавать пальчиковые игры,
  • шить пальчиковых кукол и рассказывать с ними сказки,
  • шить кукол для игры ребенка и показа сказок,
  • создавать подвески-мобили для детской комнаты .

 

Тема третья: «Язык детского рисунка и возможности

лепки с детьми.»

исследуем картину мира в детском рисунке и лепке учимся:

  • помогать маленьким художникам в создании живопис­ных этюдов,
  • «читать» детские рисунки, разбираться в языке цвета, линии, композиции,
  • определять возрастные стадии в детском рисовании,
  • создавать картины и композиции из пластилина,
  • рассказывать сказки с пластилиновыми зверюшками,
  • лепить так, как каргопольские мастерицы .

Тема четвертая: «Игра — дело серьезное» приобщаемся к секретам детской игровой культуры; вспоминаем и анализируем:

  • игры нашего детства,
  • виды игр и их значение для становления характера и от­ношений в детском игровом сообществе,
  • учимся:
  • сплетать разные игры в тематический «венок» к дет­скому празднику или гостевому дню (авторская ме­тодика)

Тема пятая: «Педагогика русской сказки».

разбираем актуальные вопросы толкования популярных сказочных сюжетов:

  • куда катится колобок?
  • отчего рушится теремок?
  • почему льются слезы по разбитому яичку?
  • как сегодня найти «доступ» к пониманию сказки?
  • чем отличается сказ от пересказа?
  • учимся:
  • работать с текстом сказки и интерпретировать его;
  • показывать и сказывать сказки в домашнем театре .

Тема шестая: «Искусство создания семейного праздника».

учимся:

  • создавать разные модели сценарных планов домаш­них праздников,
  • включать в действие гостей: взрослых и малышей,
  • поддерживать в доме праздничную атмосферу до и во время прихода гостей

Особенностью создания данной программы является не толь­ко ознакомление с готовым игровым и пр . материалом, но, пре­жде всего, установка на самостоятельное создание пальчиковых и подвижных игр, сказок, сценариев и т п . на основе фольклор­ных и других текстов, ориентированных на конкретного ребёнка.

Цикл «Воспитание как творчество» продолжает При­кладная мастерская семейной педагогики, состоящая из трёх семинаров-практикумов:

«Капельки на листе бумаги» (живописные этюды для са­мых маленьких) .

Учимся помогать маленьким художникам в создании жи­вописных этюдов .

«Чудеса из глины» (мастерская лепки)

Знакомимся сами и знакомим детей с основными гончар­ными промыслами России, осваиваем навыки изготовления игрушек из глины

«Копилка народных игр» (игровой практикум для взрос­лых: игры для малышей, детей, подростков, игры для малень­кой кампании)

Приобщаемся к секретам детской игровой культуры; вспо­минаем и анализируем игры нашего детства, создаём запас подвижных игр для маленьких и больших кампаний детей разного возраста. Целью Прикладной мастерской является активизация, развитие и обогащение воспитательного потен­циала молодой семьи конкретными прикладными навыками .

Программа курса «Годовой круг праздников в жизни семьи»

Пояснительная записка

Праздники вносят радость в дома людей . Объединяют се­мьи, рождают чувство причастности к вековым традициям на­рода. Но у праздников есть и другое значение, которое в про­цессе обмирщения культуры теряется за внешней празднич­ной атрибутикой

В наше время можно встретить не только забвение, но и искажение подлинного значения праздников . Осмысле­ние их православным сознанием подменяется сезонно-зем­ледельческими, а то и вовсе языческими обычаями . Так, на­пример, в сборниках, посвященных «традициям» русского народа, можно встретить утверждение, что «Сретение — это праздник встречи Зимы и Весны», а «Троица — празд­ник русской березки, где главным персонажем выступает чучело русалки»

Основные направления и содержание курса

  • раскрытие значения праздников церковного и светского го­да для духовного роста человека и формирования граждан­ской позиции;
  • знакомство с особенностями праздничных церковных бо­гослужений;
  • осмысление иконографии праздников; разделение языче­ского и христианского содержания в праздниках года;
  • возвращение традиций семейного празднования;
  • определение системы возможных впечатлений в жизни се­мьи, подготавливающих к восприятию праздника, рождающих чувство радостного ожидания;
  • знакомство с традиционными атрибутами семейного празд­нования, возможностями изменения интерьера дома, особен­ностями трапезы, песнями, календарными играми

 

Тематический план

Курс состоит из 9 занятий по 3 часа каждое, всего 27 часов, из них практическая часть — 4,5 ч .

Занятие 1: Вводное .

Определение содержания и основных задач цикла. Понятие «Традиция» . Напутственный смысл годового круга праздников .«Традиции моей семьи» .

Составление схемы-эскиза к «Праздни­ки года в моей семье» . Определение места церковных, гра­жданских, семейных и личных праздников в годовом круге Знакомство с устроением церковного года.

Занятие 2: Праздники осени .

Составление календаря праздников осени Праздники цер­ковного Новолетия, Рождества Богородицы, Воздвижения Кре­ста Господня . Осенние календарные игры .

Занятие 3: Праздники осени (продолжение) .

Праздники: Покров Пресвятой Богородицы, Собор Архи­стратига Михаила и Прочих Небесных Сил . Разучивание тро­парей праздников . О Дмитриевской родительской субботе . Занятие 4: Праздники зимы . Рождество Христово . Составление календаря зимних праздников . Вступление в Рождественский пост Проживание поста в семье . Празд­ник Введения во Храм Пресвятой Богородицы Слайд-фильм «Храм» . Светский Новый год как праздник подведения ито­гов на пути к Рождеству. Рождество Христово в храме и в до­ме Святочные игры и песни

Занятие 5: Праздники зимы (продолжение) .

Праздник Богоявления, Крещения Господня .

Праздник Сретения Господня в церковном и народном зем­ледельческом календаре Вселенская родительская суббота Занятие 6: Праздники весны .

Составление календаря весенних праздников Масленица и вступление в Великий пост Обрядовый комплекс встречи весны в народном земледельческом календаре; трансформация его символических мотивов в христианских праздниках Ве­ликий пост: особенности богослужений и проживания в доме

по неделям . Праздник Воскресения Христова и Светлая сед­мица. Слайд-фильм «Христос — Сын Божий» .

Занятие 7: Праздники весны (продолжение) .

Песни Светлой седмицы . Поминовение усопших на Радо- ницу. Праздник прославления свв . Жен-Мироносиц и 8 мар­та. День Победы в жизни семьи . День славянской письменно­сти и культуры (свв . равноапостольных Мефодия и Кирилла) . Весенние календарные игры

Занятие 8: Праздники лета.

Составление календаря летних праздников

Праздник Вознесения Господня . Поминовение усопших в Троицкую родительскую субботу. Праздник Святой Троицы .

Занятие 9: Праздники лета (продолжение) .

Основные темы лета в календарных играх и песнях . Вступ­ление в Петровский пост. Проживание поста в семье . День свв . апостолов Петра и Павла. «Три Спаса» в народном календа­ре и христианское содержание праздников Происхождение Честных Древ Животворящего Креста, Преображения Гос­подня и Перенесения Нерукотворного образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь . Вступление в Успенский пост. Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Прощание: вопросы, мнения, пожелания друг другу в группе .

Заключение

Опыт занятий тематического цикла «Годовой круг праздников православного и гражданского календаря в жизни семьи» помо­жет участникам  осознать духовные смыслы праздников, культур­но-историческую традицию нашего народа, даст импульс для педагогической активности и возвращения праздников в жизнь семьи .

Помочь  воцерковлению , осознанному  участию   в жизни Церкви .