ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ КЛУБА
«СЕМЬЯ»
Оглавление
- Программа для родителей «Семья- уголок Рая на земле»
- Просветительская программадля молодежи «За сохранение семейных ценностей»
- Школа родительства для молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста.
- Программа курса «Годовой круг праздников в жизни семьи»
Категория: родители многодетных семей
Программа для родителей «Семья- уголок Рая на земле»
Содержание программы
Вводное занятие Что такое счастье и как его достичь?
Видеолекция «Путь к счастью» // Беседа по теме: « Нравственные основы семейной жизни». 2); Анкетирование.
2 занятие Быть или казаться
Содержание материала: Кто Я, почему Господь дал мне именно эту семью?
3 занятие : Кто советчик мне по жизни? Стыд и совесть
Содержание материала: Что такое стыд? Что такое совесть? Нравственный закон души. Совесть и ответственность. Свобода или вседозволенность?
Опрос общественного мнения «Голос совести в моей жизни».
4 занятие. Дружба и любовь в семье и в целом в жизни человека
Содержание материала: Дружба истинная и ложная. Что такое любовь? Критерий любви. Определение любви по апостолу Павлу.
Методическое обеспечение: 1) Рассказ, притча о дружбе и любви; 2) Цитирование апостола Павла (1 Кор. 13: 1-8); 3) Размышления над книгой митрополита Антония Сурожского «Таинство любви» и статьей «Любовь или бенгальский огонь? Какова же истинная любовь?» //
Духанин В. Сокровенный мир Православия; 4) Видеолекции «Друг», «Ожидание любви», «Гимн любви» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.; 5) Беседа по теме.
5 занятие. Основы семейной жизни. Родительская молитва и благословение
Содержание материала: Традиция родительского благословения. Смысл и значение родительского благословения в жизни ребенка.
Методическое обеспечение: 1) Рассказы о силе родительского благословения и размышление над ними; 2) Творческое задание «Последствия послушания родителям в моей жизни».
6 занятие Супружество. Возможно ли целомудрие в браке? Особенности первого года совместной жизни. Отличие понятий «брак» и «семья». Методическое обеспечение: 1) «Семейная жизнь – явление многоуровневое» и др. // Мультимедийное приложение к учебному пособию «Нравственные основы семейной жизни.; 2) Аудиолекции монахини Нины (Крыгиной) «Особенности молодой семьи», «Взаимоотношения в молодой семье». // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл бесед; 3) Викторина «Кто есть кто из родственников?».
7 занятие Супруги. Обязанности супругов в семье. Упражнение «Характеристика в ласковых словах». Психологические этапы становления супружества. Изменение статусных ролей супругов. Семейные смыслы и их постижение.
Методическое обеспечение: 1) Лекции монахини Нины (Крыгиной) «Роли в семье. Да убоится жена мужа своего». // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл радиопередач; Беседа по теме; 2) Игра-викторина «Муж-глава семьи». Творческое задание «Испытания и выход из кризиса отношений».
8 занятие Типы и функции семьи
Содержание материала: Функции семьи. Внешняя и внутренняя стороны функционирования семьи. Типы семьи.
Методическое обеспечение: 1) Видеолекция «Свидание в кафе «Элефант»» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.»; 2) Беседа по теме; 3) Творческое лаборатория «Особенности воспитания в разных типах семьи».
9 занятие Чудо жизни. Радость ожидания «Не убий»
Содержание материала: Искусственное прерывание беременности. Каковы основные последствия аборта?
Методическое обеспечение: 1) Док/ф. «Безмолвный крик» и «Сны»; 2) Размышление над статьей «Постабортный синдром» // Мультимедийное приложение к учебному пособию «Нравственные основы семейной жизни. 10 класс»; 3) Видеолекция «Разговор с мамой», «Вред абортов» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни. ; 4) Творческая лаборатория «Мои аргументы против абортов».
10 занятие Отцовство и материнство
Содержание материала: Материнство как психосоциальный феномен. Отцовство.
Методическое обеспечение: 1) Аудиолекция «Семья в ожидании ребенка» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.»; 2) Размышление над статьями «Суррогатное материнство», «Готово ли сердце мое?», «Знания об отцовстве» и др. // Мультимедийное приложение к учебному пособию « Нравственные основы семейной жизни.».
11 занятие. Родители и дети
Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.
Содержание материала: Значение детей в жизни семьи. Положение детей в семье. Старшие члены семьи. Значение семейного предания для воспитания личности. Древо семьи. Семейные реликвии.
Методическое обеспечение: 1) Аудиолекция монахини Нины (Крыгиной) «Ошибки родительского воспитания». // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл радиопередач; 2) Аудиолекция «О папе и для папы» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.; 3) Аудиолекция священника Ильи Шугаева «Внутренний уклад семьи»; 4) Беседа по теме.
12 занятие Православные идеалы семейной культуры. Традиции православной семьи
Содержание Заповеди Божьи. Христианские нормы отношений. Воспитание чести и долга в семье. Патриотическое и трудовое воспитание в семье. Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни. Религиозные, исторические и семейные традиции благочестия как смыслообразующие основания семьи.
Методическое обеспечение: 1) Док/ф. «О семейной жизни»; 2) Видеолекции «Цирюльник», «Любовь» // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя « Нравственные основы семейной жизни.; 3) Беседа по теме; 4) Творческая лаборатория «Духовно-нравственные традиции в моей будущей семье».
Заключение. Закрепление изученного материала. Игра-викторина «Основы семейной культуры».
Просветительская программа для молодежи «За сохранение семейных ценностей»
Содержание программы.
- Вводное занятие. Введение «Красота человеческих отношений»
Форма занятия: вводное занятие.
Содержание материала: Знакомство педагога с детьми. Беседа. Анкетирование.
Методическое обеспечение: 1) Игра «Здравствуй!»; 2) Анкета «Мои пожелания».3) Компьютерная презентация «Красота человеческих отношений» с заданием «Угадай добродетель».
- Занятие. Эгоизм и гордость как источники зла в мире
Содержание материала: Примеры эгоизма и гордости в межличностных отношениях и их последствий.
Методическое обеспечение: 1) Социологическое исследование «О причинах враждебных отношений между людьми»; 2) Чтение вслух по теме и размышление над прочитанным.
3 Занятие. Семейные ценности в свете христианских заповедей
Заповедь о вере в Бога и христианское понимание любви. Любовь и влюбленность
Содержание материала: Бог есть Любовь. Бог-Троица и образ Троицы в семье. Вера в Бога как залог истинной любви. Христианское понимание любви как самоотречения ради ближнего. Различие между влюбленностью и любовью.
Методическое обеспечение: 1) Размышления на тему «Почему вера в Бога помогает любить?»; 2) Творческое задание на противопоставление понятий «Любовь и влюбленность»; 3) Конкурс немой сцены на тему «Любви все возрасты покорны».
4 занятие. Семья как путь ко Спасению
Содержание материала: Заповедь Иисуса Христа «Нет больше той любви как, если кто жизнь свою положит за друзей своих» — высокий идеал любви и путь к спасению души. Семья как «место» исполнения данной заповеди о любви к ближним как к самому себе.
Методическое обеспечение: 1) Чтение статей из книги священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» и размышления над прочитанным; 2) Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России».
5 занятие Внешняя и внутренняя свобода человека
Содержание материала: Внутренняя свобода – истинная свобода воли человека – не тождественна внешней свободе действий. Ограничение внешней свободы — залог истинной свободы личности. Внутренняя свобода – жить для других; внешняя свобода – жить для себя.
Методическое обеспечение: 1) Кинолекторий «Голодная душа в «Супермаркете свободы» (док/ф.) // Мультимедийное приложение к Хрестоматии для учителя «Нравственные основы семейной жизни. 10 класс»; 2) Учебно-поисковая игра «В чем заключается истинная свобода личности: жить для себя или жить для других?»
6 занятие. Образ и подобие Божии в человеке
Содержание материала: Православное учение об образе и подобии Божьем в человеке. Образ как душевно-духовная данность; подобие как цель духовного совершенствования через дела самоотверженной любви к ближним.
Методическое обеспечение:Чтение по теме;
7 задание «Чем человек отличается от других живых существ?». О смысле жизни
Содержание материала: Мнимые смыслы жизни. Христианское понимание смысла жизни как стремления к подобию Божию и Богообщению через самопожертвенную любовь.
Методическое обеспечение: 1) Чтение статей «Есть ли смысл в жизни человека» из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»; 2) Творческая лаборатория «В поисках смысла жизни: ответы героев былых времен и нашего времени».
8 занятие .Таинство брака
Содержание материала: Смысл и значение Таинства венчания. Назначение брака.
Методическое обеспечение: 1) Чтение статей о Таинстве венчания (см. список основной литер.); 2) Слайд-фильм «Таинство брака».
9 занятие Христианское понимание семьи:роли мужа и жены. Ответственность
Содержание материала: Христианское понимание роли мужа и жены в семье. Ответственность в исполнении ролей как условие благополучности семейных отношений.
Методическое обеспечение: 1) Видеолекция протоиерея Ильи Шугаева «Внутренний уклад семьи»; 2) Тестирование «Как правильно поступить…».
10 занятие.Многодетная семья
Содержание материала: Особенности проявления любви в многодетной семье: многодетная семья как «школа» христианской любви.
Методическое обеспечение: 1) Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»; 2) Творческое задание по сопоставлению параметров «Семья немногодетная и многодетная».
11 занятие. О значении слова. Православная молитва.О вреде сквернословии
Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.
Содержание материала: Широкое понимание заповеди «Не произноси имени Господа Бог Твоего напрасно» как заповеди о бережном отношение к произносимому слову. Происхождение бранных слов из языческих ритуалов.
Методическое обеспечение: 1) Чтение из книги Ирзабекова «Тайна русского слова»; 2) Творческое задание на определение этимологии слов и фразеологизмов.
12 занятие. Заповедь о почитании родителей как залог семейного счастья
Содержание материала: Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».
Методическое обеспечение: 1) Чтение статьи «Почитай отца своего и матерь свою» из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»; 2) Слайд-фильм «Любовь к родителям не знает границ!»
13 занятие Скверные привычки и их последствия
Содержание материала: Скверные привычки современной молодежи: курение, пивной алкоголизм, наркомания, игромания и др. Их пагубные последствия для собственного здоровья и будущего поколения.
Методическое обеспечение: 1) Кинолекторий по циклу док/ф. «Звук агрессии», «Давайте выпьем», «Эйфория»; 2) Компьютерная презентация «Звезды телеэкрана о здоровом образе жизни».
14 занятие .Заповедь «не прелюбодействуй»: о чистоте добрачных отношений . О целомудрии и телегонии .Современное явление гражданского брака и его последствия
Содержание материала: Значение заповеди «Не прелюбодействуй» в добрачном периоде жизни молодых людей.
Методическое обеспечение: 1) Аудиолекция монахини Нины «О предбрачных отношениях» // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл бесед.
Школа родительства для молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Цель настоящей программы — вернуть в жизнь семьи активное творческое начало, черпающее силу из народной воспитательной традиции: умение родителей самостоятельно пестовать своего малыша, быть творцами душеполезной среды в доме, строить жизнь семьи в соответствии с календарем церковных праздников, понимая их подлинный, православный смысл, отделяя языческое (магическое) содержание от христианского, грамотно сопровождать естественное развитие ребёнка.
Основные задачи:
- развитие культуры родительства на основе православных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
- расширение культурного кругозора молодой семьи, введение в основы культуры православия;
- содействие формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию педагогических методик и подходов к воспитанию;
- помощь в осмыслении воспитательного потенциала отечественной культуры;
- раскрытие творческого потенциала самих родителей в различных видах изобразительной и игровой деятельности;
- развитие у родителей прикладных педагогических навыков изобразительного мастерства (рисование, лепка, конструирование из природных материалов) для последующей совместной деятельности со своими детьми;
- овладение основными приёмами создания простейших анимационных фильмов;
- расширение социального мира молодой семьи: создание условий для развития творческой, взаимообогащающей среды межсемейной коммуникации, совместного общения и во- церковления семей
Комплексный характер проекта обеспечивает система направлений деятельности, необходимых для достижения поставленных целей и задач:
аксиологическая направленность реализуется в процессе введения молодой семьи в ценностно-смысловое пространство православной культуры и традиций воспитания,
онтологическая направленность реализуется в ходе психолого-педагогического обоснования особенностей детского восприятия
восприятия и видения мира, значения педагогического сопровождения родителями естественного развития ребёнка;
социокультурная направленность проекта проявляется в обогащении культурного кругозора, расширении круга общения, обмена опытом и сотрудничества молодых семей с детьми;
культуротворческая направленность проявляется в процессе вовлечения родителей в развитие и создание различных форм совместной деятельности в семье, реализующих творческие способности, как взрослых, так и детей;
прикладная направленность проекта выражается в овладении молодыми родителями конкретными приёмами и навыками, содействующими становлению нравственной, творческой личности ребенка в процессе воспитания в семье .
Ожидаемые результаты программы:
- педагогическая нацеленность молодых родителей в процессе православного домашнего воспитания как способа творческой самореализации и содействия полноценному становлению личности ребёнка и его отношений с окружающим миром;
- расширение культурного кругозора и повышение педагогической грамотности и компетентности молодой семьи;
- освоение и практическое применение в семье воспитательного потенциала отечественной культуры;
- осознанное, грамотное, избирательное отношение к выбору и адресации детям культурных текстов и педагогических методик в согласии с православными ценностями и целями воспитания;
- овладение конкретными прикладными приёмами различных видов деятельности, способствующих развитию семейных традиций, разнообразию форм досуга, коррекции внутрисемейных отношений;
- оптимизация детско-родительских отношений на основе введения в ценностно-смысловое поле культуры православия, отечественных традиций воспитания и увеличения доли времени для совместной деятельности членов семьи;
- расширение круга социальных связей и взаимной поддержки молодых семей
Основные направления и содержание курса
- введение в основы культуры православия и православной семейной педагогики
- раскрытие понятия «традиция», как способа передачи ценностно-значимого в культуре и жизни семьи; раскрытие творческого потенциала родителей; психолого-педагогическое обоснование особенностей детского восприятия и видения мира, значения педагогического сопровождения родителями естественного развития ребёнка;
- возрождение, осмысление и овладение традициями устного, прикладного, игрового и музыкального народного творчества;
- приобщение родителей к секретам создания домашней и студийной творческой атмосферы, развивающей в ребёнке образное видение, личную активность и способность к сотрудничеству, внимание к миру природы и исконной жизнедеятельности человека, интереса к отечественной и христианской истории Формы деятельности лекции, беседы в кругу, психологические игры, детские календарные игры, пальчиковые игры и сказки, потешки, пестушки, рисование и «прочтение» детского рисунка, лепка из различных материалов,
- шитьё кукол и интерьерных деталей, трактовка сказок, создание театральной формы сказки,
- «театр в интерьере» (кукольная сказка на столе), пение, работа с голосом,
- создание сценарного плана семейного праздника, Тематический план
Формат работы клуба: семинар-практикум . Состоит из шести тематических блоков; продолжительность семинара — три месяца при еженедельных практикумах продолжительностью 2-2,5 часа .
Тема первая: «Введение в семейную педагогику»:
- определяемся с воспитательными ценностями и целями своей семьи;
- ищем ответы на основной вопрос семейной педагогики: «Куда мы ведем своего ребенка?»;
- обсуждаем и анализируем актуальные проблемы:
- чем отличается воспитание от развития?
- можно ли обойтись сегодня в воспитании детей без популярных «развивающих педагогических систем»
- что такое педагогическое сопровождение естественного развития ребенка
- популярные педагогические увлечения современных родителей (система Монтессори, Никитина, вальдорфская педагогика, педагогика раннего развития и пр . ) в свете православных представлений о воспитании и становлении личности .
Тема вторая: «Ребенок среди игрушек». На базе музея игрушки фонда.
мастерим игрушки и создаем игровую среду в нашем доме; создаём проекты игрового пространства в детской, учимся:
- разбирать содержание и понимать смысл традиционных пестушек и потешек,
- самостоятельно создавать пальчиковые игры,
- шить пальчиковых кукол и рассказывать с ними сказки,
- шить кукол для игры ребенка и показа сказок,
- создавать подвески-мобили для детской комнаты .
Тема третья: «Язык детского рисунка и возможности
лепки с детьми.»
исследуем картину мира в детском рисунке и лепке учимся:
- помогать маленьким художникам в создании живописных этюдов,
- «читать» детские рисунки, разбираться в языке цвета, линии, композиции,
- определять возрастные стадии в детском рисовании,
- создавать картины и композиции из пластилина,
- рассказывать сказки с пластилиновыми зверюшками,
- лепить так, как каргопольские мастерицы .
Тема четвертая: «Игра — дело серьезное» приобщаемся к секретам детской игровой культуры; вспоминаем и анализируем:
- игры нашего детства,
- виды игр и их значение для становления характера и отношений в детском игровом сообществе,
- учимся:
- сплетать разные игры в тематический «венок» к детскому празднику или гостевому дню (авторская методика)
Тема пятая: «Педагогика русской сказки».
разбираем актуальные вопросы толкования популярных сказочных сюжетов:
- куда катится колобок?
- отчего рушится теремок?
- почему льются слезы по разбитому яичку?
- как сегодня найти «доступ» к пониманию сказки?
- чем отличается сказ от пересказа?
- учимся:
- работать с текстом сказки и интерпретировать его;
- показывать и сказывать сказки в домашнем театре .
Тема шестая: «Искусство создания семейного праздника».
учимся:
- создавать разные модели сценарных планов домашних праздников,
- включать в действие гостей: взрослых и малышей,
- поддерживать в доме праздничную атмосферу до и во время прихода гостей
Особенностью создания данной программы является не только ознакомление с готовым игровым и пр . материалом, но, прежде всего, установка на самостоятельное создание пальчиковых и подвижных игр, сказок, сценариев и т п . на основе фольклорных и других текстов, ориентированных на конкретного ребёнка.
Цикл «Воспитание как творчество» продолжает Прикладная мастерская семейной педагогики, состоящая из трёх семинаров-практикумов:
«Капельки на листе бумаги» (живописные этюды для самых маленьких) .
Учимся помогать маленьким художникам в создании живописных этюдов .
«Чудеса из глины» (мастерская лепки)
Знакомимся сами и знакомим детей с основными гончарными промыслами России, осваиваем навыки изготовления игрушек из глины
«Копилка народных игр» (игровой практикум для взрослых: игры для малышей, детей, подростков, игры для маленькой кампании)
Приобщаемся к секретам детской игровой культуры; вспоминаем и анализируем игры нашего детства, создаём запас подвижных игр для маленьких и больших кампаний детей разного возраста. Целью Прикладной мастерской является активизация, развитие и обогащение воспитательного потенциала молодой семьи конкретными прикладными навыками .
Программа курса «Годовой круг праздников в жизни семьи»
Пояснительная записка
Праздники вносят радость в дома людей . Объединяют семьи, рождают чувство причастности к вековым традициям народа. Но у праздников есть и другое значение, которое в процессе обмирщения культуры теряется за внешней праздничной атрибутикой
В наше время можно встретить не только забвение, но и искажение подлинного значения праздников . Осмысление их православным сознанием подменяется сезонно-земледельческими, а то и вовсе языческими обычаями . Так, например, в сборниках, посвященных «традициям» русского народа, можно встретить утверждение, что «Сретение — это праздник встречи Зимы и Весны», а «Троица — праздник русской березки, где главным персонажем выступает чучело русалки»
Основные направления и содержание курса
- раскрытие значения праздников церковного и светского года для духовного роста человека и формирования гражданской позиции;
- знакомство с особенностями праздничных церковных богослужений;
- осмысление иконографии праздников; разделение языческого и христианского содержания в праздниках года;
- возвращение традиций семейного празднования;
- определение системы возможных впечатлений в жизни семьи, подготавливающих к восприятию праздника, рождающих чувство радостного ожидания;
- знакомство с традиционными атрибутами семейного празднования, возможностями изменения интерьера дома, особенностями трапезы, песнями, календарными играми
Тематический план
Курс состоит из 9 занятий по 3 часа каждое, всего 27 часов, из них практическая часть — 4,5 ч .
Занятие 1: Вводное .
Определение содержания и основных задач цикла. Понятие «Традиция» . Напутственный смысл годового круга праздников .«Традиции моей семьи» .
Составление схемы-эскиза к «Праздники года в моей семье» . Определение места церковных, гражданских, семейных и личных праздников в годовом круге Знакомство с устроением церковного года.
Занятие 2: Праздники осени .
Составление календаря праздников осени Праздники церковного Новолетия, Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня . Осенние календарные игры .
Занятие 3: Праздники осени (продолжение) .
Праздники: Покров Пресвятой Богородицы, Собор Архистратига Михаила и Прочих Небесных Сил . Разучивание тропарей праздников . О Дмитриевской родительской субботе . Занятие 4: Праздники зимы . Рождество Христово . Составление календаря зимних праздников . Вступление в Рождественский пост Проживание поста в семье . Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы Слайд-фильм «Храм» . Светский Новый год как праздник подведения итогов на пути к Рождеству. Рождество Христово в храме и в доме Святочные игры и песни
Занятие 5: Праздники зимы (продолжение) .
Праздник Богоявления, Крещения Господня .
Праздник Сретения Господня в церковном и народном земледельческом календаре Вселенская родительская суббота Занятие 6: Праздники весны .
Составление календаря весенних праздников Масленица и вступление в Великий пост Обрядовый комплекс встречи весны в народном земледельческом календаре; трансформация его символических мотивов в христианских праздниках Великий пост: особенности богослужений и проживания в доме
по неделям . Праздник Воскресения Христова и Светлая седмица. Слайд-фильм «Христос — Сын Божий» .
Занятие 7: Праздники весны (продолжение) .
Песни Светлой седмицы . Поминовение усопших на Радо- ницу. Праздник прославления свв . Жен-Мироносиц и 8 марта. День Победы в жизни семьи . День славянской письменности и культуры (свв . равноапостольных Мефодия и Кирилла) . Весенние календарные игры
Занятие 8: Праздники лета.
Составление календаря летних праздников
Праздник Вознесения Господня . Поминовение усопших в Троицкую родительскую субботу. Праздник Святой Троицы .
Занятие 9: Праздники лета (продолжение) .
Основные темы лета в календарных играх и песнях . Вступление в Петровский пост. Проживание поста в семье . День свв . апостолов Петра и Павла. «Три Спаса» в народном календаре и христианское содержание праздников Происхождение Честных Древ Животворящего Креста, Преображения Господня и Перенесения Нерукотворного образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь . Вступление в Успенский пост. Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Прощание: вопросы, мнения, пожелания друг другу в группе .
Заключение
Опыт занятий тематического цикла «Годовой круг праздников православного и гражданского календаря в жизни семьи» поможет участникам осознать духовные смыслы праздников, культурно-историческую традицию нашего народа, даст импульс для педагогической активности и возвращения праздников в жизнь семьи .
Помочь воцерковлению , осознанному участию в жизни Церкви .