Гонения на ПЦ

Общие сведения и история епархии

Горловская епархия Украинской Православной Церкви создана 29 июля 1994 года путём

отделения от Донецкой. Она объединяет православные приходы и монастыри северных районов Донецкой области.

В подписанном Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским
и Всея Украины, письме No 68 от 11.04.1997 г. даётся следующее пояснение относительно территориального раздела между Горловской и Донецкой епархиями Украинской Православной Церкви.

«В соответствии с Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29.07.1994 (Журнал No 14) про раздел Донецкой Епархии на две самостоятельных: Донецкую и Горловскую, и регистрации Уставов этих епархий в Совете по делам религиозных организаций от 12.01.1995 г.

и административно-территориального раздела Донецкой области дано разъяснение:

…В состав Горловской епархии входят населенные пункты следующих районов: Краснолиманского, Славянского, Артёмовского, Константиновского, Шахтёрского, Александровского, Добропольского,
а также населённые пункты, входящие в городские Советы областного подчинения, а именно: Горловского, Дебальцевского, Артёмовского, Дзержинского, Добропольского, Дружковского, Енакиевского, Кировского, Константиновского, Краматорского, Краснолиманского, Славянского, Шахтёрского».

Горловская епархия Украинской Православной Церкви расположена
на территории Донецкой области и граничит с Изюмской епархией на севере, Днепропетровской — на западе, Луганской — на востоке, Донецкой —
на юге.

По национальному составу население территории Горловской епархии (как и Донбасса в целом) очень разнородно. Вследствие этого различна и его религиозная принадлежность. Основные национальные группы — украинцы

и русские, составляющие большую часть населения, а также белорусы, греки, евреи, татары, турки-месхетинцы, армяне, немцы, и другие этнические группы, процент которых незначителен.

Первый епархиальный город — Горловка. Второй епархиальный город — Славянск.

Кафедральный собор в городе Горловка носит имя в честь Богоявления. До 1 июля 2013 года кафедральным храмом Горловки был собор во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца (статус кафедрального собора — с 1994 года). С 1 июля 2013 года Николаевский собор получил

статус архиерейского, а строящийся Богоявленский собор — кафедрального. Кафедральный собор города Славянск освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского (статус кафедрального собора — с 1994 года).

Первым Горловским и Славянским епископом стал Преосвященнейший Алипий (Погребняк), назначенный на созданную кафедру 29 июля 1994 года. 11 июня 1997 года правящий архиерей был почислен на покой по причине болезни.

Временно управляющим Горловской епархией был назначен митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (с 11 июня 1997 года по 24 января 2007 года).

28 января 2007 года епископом Горловским и Славянским
стал Преосвященнейший Митрофан (Никитин), поныне возглавляющий эту кафедру (с 17 августа 2015 года — митрополит).

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 16 сентября 2014 года викарием Горловской епархии и епископом Краснолиманским назначен Преосвященнейший Алипий (Погребняк) (с 4

октября 2014 года — архиепископ).

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 мая 2018 года епископом Добропольским, викарием Горловской
епархии, избран благочинный Мирноградского округа архимандрит Спиридон (Головастов). Его архиерейская хиротония состоялась 17 июня того же года в Киево-Печерской лавре.

Епархия разделена на 16 благочиннических
округов: Александровский, Александро-Невский (г.
Славянск), Бахмутский, Богоявленский (г.
Горловка), Добропольский, Дружковский, Енакиевский, Иово-Почаевский (г. Константиновка), Краматорский, Лиманский, Мирноградский, Николаевский

(г. Горловка), Николаевский (г.
Константиновка), Соледарский, Торецкий, Шахтёрский.

К началу 2007 года в епархии действовали 223 церковных общины,
1 монастырь (женский), клир епархии составлял 204 священнослужителя.

На 1 января 2018 года в епархии действует 250 церковных общин,
3 монастыря (женских), клир епархии составляет 202 священнослужителя.

Источник сайт Горловской Епархии

Николаевский архиерейский собор Горловки: век

истории
( по материалам сайта Горловской Епархии)

Если задаться целью отыскать место, откуда начиналась Горловка, поиски неизменно приведут нас к Николаевскому архиерейскому
собору на «Кочегарке». Это единственное здание, почти полностью сохранившееся с 1905 года — времени, когда ещё не было города Горловка.

В далёком конце ХIХ века посёлок, располагавшийся тут, назывался Корсунь. Ещё раньше так называлась одна из железнодорожных станций, которая здесь проходила, а до неё это название имела река, которая и теперь течёт
в нескольких сотнях метров от собора.

Итак, на рубеже XIX и ХХ веков здесь возник угольный рудник, а вокруг него — скромный рабочий посёлок. Угля здесь столько, что со временем
в рудник вложили немереное количество средств и построили Корсуньскую копь No 1 (будущую шахту «Кочегарка») — мощную промышленную шахту, основателем которой стал инженер Пётр Горлов. В 1904 году Горлов уехал

добывать уголь в Манчжурию, Корсуньская копь развивалась дальше без него, однако ещё при нём посёлок стали называть не иначе как Горловка — это название так и закрепилось.

акариевский храм при горном училище Горловки

Первой церковью для рабочих стал домовой Макариевский храм в здании горного училища (до наших дней не сохранился). Преподобный Макарий Египетский — святой покровитель шахтёров. Храм был открыт

и освящён 16 августа 1878 года.
Очевидцы пишут, что его помещение было

очень тесным, как и само здание училища. Церковь не могла вместить всех трудящихся растущего посёлка. К тому же, поскольку храм находился в здании

училища, служащие в нём священники приезжали из соседних сёл. Случись что, священника в Горловке было не найти.

В 1905 году, когда был построен Николаевский храм, в посёлке было уже больше тысячи домов. Новую церковь возводили на средства горняков. Строительство началось в 1893 году. Общая сумма, затраченная на внешние и внутренние работы, составила 66 тысяч карбованцев (Яковенко П. В. Храми Горлівки. — Горлівка, 2002).

Собор в 1920 годы

Церковь строили на совесть. Её фундамент был сделан из дикого камня, который в этой местности встречается в изобилии. Крышу кирпичного храма покрыли оцинкованным железом. В подвале сторожки было сделано паровое отопление, откуда к храму вели трубы. Трёхъярусная колокольня достигала

27,5 метров, если считать от основания до верха карниза.

Сторожка имела шесть окон, три двери и большой подвал. Такими удобствами не могли похвастать и жилые дома рабочих в то время. Согласно страховым документам 1910 года, церковь была оценена в 17 000 царских рублей. (Чечулина-

Собещанская И. Горноспасатели. Воспоминания из детства. — М.: «Юный краевед», 2016. — 200 с., с. 99-102). Для сравнения, месячная зарплата рабочего угольной шахты составляла 20-30 рублей в месяц.

Церковь построена в одном из направлений стиля модерн конца ХIX —

начала ХХ века. Крестово-купольный храм из красного кирпича с полукруглой апсидой, каменными колоннами, карнизами и многочисленными арками среди церквей окрестных посёлков был самым дорогим и самым красивым.

Новая каменная церковь была открыта 22 мая 1905 года, в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари, и освящена в честь этого великого святителя и чудотворца, любимого на Руси. Она стала вторым храмом, построенным на территории посёлка (не считая четырёх уже действовавших в окрестных сёлах: Государевом Байраке, Зайцево и Никитовке).

Вслед за ней, в 1907 году, возникает Успенский молитвенный дом на руднике No 8. Тем не менее, Николаевской церкви суждено было стать главным храмом посёлка. К 1908 году у неё было 4000 прихожан.

Горловка 1912 г.

В храме находилась икона святителя, освящённая на его мощах в городе Бари. Так святой Николай стал покровителем Горловки.

Первые священники, служившие здесь, — отец Михаил Муравьев и отец Михаил Кудрявцев. Священник Михаил Муравьев — выпускник Екатеринославской духовной семинарии, иерей с 1883 года, — был переведён сюда из Макариевской домовой церкви. За безупречную службу награждён скуфией (Яковенко П. В. Храми Горлівки. — Горлівка, 2002).

С 1907 года здесь служат священники Григорий Федоров, также закончивший Екатеринославскую духовную семинарию, и Павел Иваненко. В числе причта

были два диакона — Елиодор Богородицкий и Иоанн Гаркаленко, и два псаломщика — Александр Игнатенко и Михаил Чернов. Должность церковного старосты с 1911 года исполнял С.Т. Бабулин.

Священники получали жалование от угольного рудника 600 рублей в год, диаконы и псаломщики — 200 рублей в год. Просфорница Алипия Балабанова имела пособие 30 рублей в месяц (Исторія Горлівки в документах і матеріалах. — Горлівка: «Поліпрес», 2008. — 291 с; с. 88). При храме находились братство святителя Николая, основанное ещё в 1904 году, и церковно-приходская школа, которая, возможно, располагалась в помещении современной школы No78.

Улица Конторская в 1912 году

Улиц вокруг храма тогда ещё не было. Адрес церкви звучал так: «Почтовая телеграфская контора „Горловка“». Единственная мощёная улица
в Горловке — нынешняя Интернациональная, а тогда Конторская — располагалась возле храма. На ней жили дирекция, инженеры и конторские работники шахты. Поздней на ней также размещалась редакция газеты

«Кочегарка». Крайний дом, за которым кончалась улица, занимали священники и дьяконы Николаевского собора.

Дома на этой улице были добротные, каменные,
в отличие от баракоподобных строений, в которых жили

шахтёры. Все остальные улицы Горловки оставались бездорожьем. Проход
по ним большую часть года был практически невозможен. В праздничные дни рабочие отправлялись гулять… по железнодорожным рельсам — единственному месту, где не было грязи.

О жизни рабочих того времени вспоминает в своём дневнике петербуржец Николай Афанасьевич Кроликов, приехавший по делам в Горловку:

«Был праздник Благовещение… Не только не работали, но и не торговали, так как этот праздник церковный считался большим. Днём без дела сидеть было скучно. На улицах грязища. Что делать? Идти на хутор к Барбулову в грязь невозможно… Я вышел погулять, и, так как по железной дороге гулять было сухо, то и пошёл туда.

Когда я вышел на полотно железной дороги, то увидел густую толпу людей, шедших со стороны станции Горловки. Меня это удивило, и первый, к кому
я обратился за разъяснением шествия толпы, был Герасимов, который гулял, идя по рельсам дороги.

Герасимов мне пояснил, что в праздники люди идут на станцию к приходу поездов из Ростова на Харьков и обратно, и, проводивши их, возвращаются домой. Это составляет развлечение молодёжи» (Кроликов Н.А. Моя жизнь. Дневник. Музей истории города Горловка). Это описание составлено за пять лет

до открытия Николаевского храма.

Вид посёлка и шахты «Кочегарка» 1935 г.

Условия жизни и труда рабочих угольной шахты, ртутного рудника, машиностроительного (тогда артиллерийского) завода и других предприятий были тяжёлыми. Всё больше в Горловке зрели революционные

настроения. В год открытия Николаевского храма вспыхнуло знаменитое Горловское вооружённое восстание. Рабочие требовали повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, который порой превышал двенадцать часов.

«Работа горняков усложнялась плохой вентиляцией, а в некоторых шахтах она и вовсе отсутствовала. В рудниках содержание пыли в воздухе в 15 тысяч раз превышало его наличие в атмосферном воздухе. О водяном орошении забоев и речи не было. Поэтому страшной бедой являлось запыление лёгких и заболевание туберкулёзом. Заболевший

в условиях перенаселённых жилищ становился источником быстрого распространения недуга. Скудное питание способствовало развитию процесса. Эффективных средств лечения не было.

Не лучше обстояло дело на ртутном предприятии. Вот свидетельство очевидца, писателя Н.Е. Каронина-Петропавловского, опубликовавшего свои наблюдения в семи номерах «Русских ведомостей»: «По всему этому отделению, где печи, поистине страшная атмосфера: в раскаленном воздухе носятся пары ртути, мышьяка, сурьмы

и серы. Всё это вдыхается рабочим. Доктор… начал раскрывать рты, щупал десны, шатал зубы
и приказывал горизонтально вытягивать руки. Здесь только я убедился в широких размерах болезни. Правда, некоторые рабочие служат по целым годам, но это какие-то невероятные исключения. Большинство и года не выдерживает, а некоторые могут остаться на работе только неделю, две, месяц».

Заболевшие рабочие безжалостно выбрасывались с шахт и заводов. На угольных рудниках практиковалась чаще всего двусменка по 12 часов в сутки. Подростки работали лампоносами, коногонами (в то время вагонетки под землёй тягали лошади, которых — один раз на всю жизнь — спускали в шахту; спустя несколько месяцев работы
в абсолютной темноте лошади слепли, и их уже никогда не поднимали на поверхность — прим. авт.).

1 июня 1882 года был обнародован закон о запрещении труда детей, не достигших
12 лет, а 12-15-летним ограничивал рабочий день восемью часами в сутки, что было невыгодно предпринимателям. Вот и приходилось приписывать возраст, чтобы работать по-взрослому. Первое законодательное ограничение труда взрослым вводилось

в 1897 году при дневной работе 11,5 часов, при ночной — 10 часов, но требования закона выполнялись не везде.

Заработная плата за «упряжку» для угольщиков колебалась от 60 коп. до 1 руб. 40 коп. в день. Ртутнянские рудокопы получали в среднем около рубля, чернорабочие — 60-
70 копеек, женщины и подростки на выборке породы — 30 коп. В то же время (1890 г.) метр хлопчатобумажной ткани стоил 12 коп., килограмм сахарного песка (2,5 фунта) — 30 коп., пуд пшеницы — 83 коп. В неурожайные годы, каким был, например, 1891 год, стоимость пуда пшеницы поднималась до 1 руб. 12 коп., а ржи —

до 1 руб. 04 коп.» (Социально-экономическая жизнь рабочих и крестьян во второй половине XIX века в Горловке).

В августе 1910 года по причине плохих условий жизни рабочих вспыхнула эпидемия холеры. Комиссия земских врачей, обследовавшая дома рабочих

в связи с эпидемией, определила половину жилья как «полуземлянки, сараи и летние

кухни». Болезнь унесла много жизней.

В Николаевском храме совершались молебны о прекращении эпидемии. Одна прихожанка объявила священнику, что ей во сне явилась Богородица и велела совершить всенародный молебен перед Тихвинской иконой.

В Горловке и во всех окрестностях не нашлось Тихвинского образа. Узнав, что эта икона была в Полтаве, благочестивые горловчане отправились за ней.
В конце осени 1910 года после торжественного водосвятного молебна
и крестного хода с иконой, в котором приняли участие тысячи жителей, эпидемия неожиданно прекратилась. Тихвинский образ занял почётное место в храме. К нему прибегали горловчане во всех своих нуждах и горестях. Икону почитали как чудотворную.

Храм и революция

В посёлке по-прежнему было неспокойно. Волнения рабочих продолжались. Революционный дух витал в эти годы над Горловкой. Сюда приезжал Максим

Горький, которому даже присвоили звание почётного шахтёра шахты «Кочегарка».

Вероятно, призывы к миру и прощению были лейтмотивом проповедей, которые звучали в Николаевском храме. Разгар революции в Горловке пришёлся на 1919 год. Бывший перебуржец Н. А. Кроликов, ставший горловчанином, в своём дневнике вспоминает: «Бывало, засыпаешь при власти советов, а просыпаешься и видишь белых, и так снова на утро видишь красных».

Возле Николаевской церкви шли бои с участием танков, артиллерии, конницы.

Жители сидели в погребах. Руководство заводов и шахт, владельцы магазинов покинули посёлок, в котором остались только простые рабочие и служащие.

Безбожная пятилетка

После окончательного установления советской власти в Горловке начались антирелизиозная пропаганда и преследования верующих. В 1928 году власти объявили «пятилетку безбожия».

«Обращались, например, к такой форме пропаганды, как

диспут. Так, по инициативе партийной организации в клубе профсоюза металлистов (машзавода) организовали дискуссию о религии, участвовать в которой пригласили… православных священников, раввинов, руководителей протестантских общин. «Это был серьёзный диспут, который привлёк много верующих, — вспоминает П. Торопов. —

На нём комсомольцы Горловки выступили с большим успехом и получили одобрение большинства присутствующих»…

Потом взялись за молодых прихожан православных храмов, которых в Горловке и сёлах вокруг насчитывалось аж пять, и это не считая молельных домов при рудниках. «Обычно праздник Пасхи привлекал в церковь массу молодёжи, — пишет Торопов. — Этот вопрос

был предметом обсуждения наших комсомольских организаций. Что надо предпринять, чтобы отвлечь молодёжь от всенощной службы? Группе комсомольцев было поручено разработать план мероприятий культурного проведения вечера в клубе, который заканчивался факельным шествием к церкви, приуроченным к двенадцати часам ночи, т.е. к тому моменту, когда организуется служебный обход церкви… Такими путями комсомольцы отвоевывали молодёжь у Бога».

Со временем стали закрывать храмы. С бухты-барахты это не делалось. Предваряла целая пропагандистская кампания, целью которой было лишить священников поддержки населения, в том числе и материальной. Вместо крестин, к примеру, выдвигались «октябрины». Жительница посёлка при Ртутном руднике Е. Аверкина вспоминает, что обычно новый обряд проводился в поселковом клубе им. Парижской коммуны… Звучали поздравления, добрые пожелания, молодым папам и мамам вручали подарки. Здесь же объявлялось имя новорождённого, обязательно отражающее революционные события: Октябрина, Ревмира, Ким, Аврора, Марат и другие. В Ртутянской милиции служил милиционер Лю-тин-фу, который обратился в рудсовет с просьбой организовать «октябрины» его новорождённому сыну. Мальчику дали имя в честь В.И. Ленина —

Владлен. Через 2-3 года в семье милиционера появилась девочка, которую назвали Надеждой — в честь Н.К. Крупской…» (Рафальский Д. «Война против Бога»// Газета «Кочегарка», 29 мая 2008 г.).

Первой «по желанию трудящихся» была закрыта Александро-Невская церковь в посёлке ртутного рудника, существовавшая здесь с 1900 года. В ней устроили общежитие для рабочих, а позже, когда выяснилось, что необходимости в нём нет, храм разрушили, его камни отвезли в Горловку и использовали при строительстве дворца Труда (будущий ДК шахты «Кочегарка»).

«После закрытия церкви посельчане „на добровольных началах, за ненадобностью“ стали приносить в Рудничный совет иконы. Поступило их много, причём большинство было в позолоченных и серебряных окладах. Иконы переписали, но перед сдачей
их в Никитовский райисполком местные активисты организовали, скажем так, инсценировку, которая привлекла, по словам Е. Аверкиной, большое количество зрителей. Перед зданием рудсовета был установлен больших размеров деревянный ящик в форме гроба, в который были сложены лики святых. Комсомолец Кузьма Кобцев, одетый

в рабочий комбинезон, большим деревянным молотом забил „осиновый кол“ в этот ящик» (там же).

«Донбассэнерго»

Холодная осень 1938-го

В 1938 году Николаевская церковь — главный храм города — была закрыта. Холодной осенью 1938 года очевидцы могли наблюдать, как какие-то люди пытались сорвать крест с купола церкви, обвязав его тросом. Из сторожки, стоявшей рядом с храмом, вышел седой старик с развевающейся по ветру бородой и стал уговаривать не делать этого. Когда крест всё-таки упал, старик тоже повалился на землю и стал горько рыдать. Больше его никто там не видел (Чечулина-Собещанская И. Горноспасатели. Воспоминания из детства. — М.: «Юный краевед», 2016. — 200 с., с.с. 81-83).

Безбожники выносили иконы и церковную утварь и сжигали в присутствии верующих горожан прямо на церковном дворе. Чтобы уберечь от гибели свою святыню — Тихвинскую икону Божией Матери, — прихожане тайно вынесли её из храма и спрятали на копре шахты «Кочегарка».

Что было дальше с иконой и где она теперь, до сих пор неизвестно. По сей день Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей Горловки. Сегодня в храме находится копия чтимого образа. Ежегодно в день прославления этой иконы — 9 июля — в Николаевском соборе совершаются особые торжества.

По указу властей сняли купола, разобрали колокольню и притворы. Вплоть до фашистской оккупации 1941 года здание церкви использовалось под лабораторию «Донбассэнерго».

В разгар войны советская власть пошла на поддержку Церкви, закрывали глаза и на то, что многие люди, потерявшие близких, искали спасения в вере (Рафальский Д. «Война против Бога»// Газета «Кочегарка», 29 мая 2008 г.). Немецкие власти тоже не препятствовали открытию храма и возобновлению богослужений. С 1941 года в Николаевском храме начались службы. В 1942- 1943 годах община церкви своими силами восстанавливает храм. С этого

времени богослужения в нём не прекращались.

Выдающимся событием в жизни прихода и города стали архиерейские богослужения архиепископа Никона (Петина), который в 1951-1955 годах был управлявшим Донецкой епархией, тогда включавшей Горловку. Эти службы собирали множество людей.

Проповеди владыка Никон, боясь обвинения в гипнозе, всегда произносил
с закрытыми глазами. Прихожане записывали их по памяти на тетрадных листках и передавали тем, кто не мог в этот день попасть в храм. Переписывали и акафисты, которые писал архиепископ Никон. Сегодня издан их сборник. После лет безбожия простые, но идущие из самого сердца слова владыки вновь пробуждали веру в людях.

В 1958-1964 годах началась новая волна активных гонений на Церковь,

связанная с политикой Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва. В то время вокруг Николаевского храма сплотилась тесная община прихожан. Верующие горловчане всячески препятствовали новому закрытию храма. В итоге церковь на «Кочегарке» осталась одной из нескольких действующих в Донецкой области. Был период, когда она была в числе всего двух храмов на всю область. Именно тогда Николаевский храм становится важным духовным центром епархии.

В пасхальную ночь улицы, ведущие к единственной горловской церкви, были переполнены. Нескончаемым

потоком шли люди. Приезжали даже из других городов, а бывало, что
и соседних областей. Молившимися был заполнен не только храм, но и весь церковный двор. Вся эта многотысячная толпа в центре атеистического города пела «Христос воскресе!» Так, закрывая храмы, власти не могли истребить свидетельства о вере: вместо нескольких сот прихожан у немногих теперь остававшихся церквей их были тысячи. На случайного свидетеля многотысячный пасхальный крестный ход производил неизгладимое впечатление и невольно заставлял задуматься, чем православная вера так влечёт всех этих людей.

После ночной пасхальной службы приезжие собирались у прихожан церкви. Люди из разных городов, впервые встретившись на Пасху в храме, вместе радовались Светлому Христову Воскресению, дружно беседовали за общим праздничным столом, как старые знакомые.

В 1980 году в память об архиепископе Никоне (Петине) (он отошёл ко Господу в 1956 году) решено было открыть второй придел Николаевского храма. Придел, размещённый слева от центра храма, освятили в честь преподобного

Никона Радонежского — небесного покровителя владыки. С этого времени храму присвоен статус собора.

Жемчужина Горловки

Долгое время вместо купола церковь венчала усечённая башенка с крестом. Восстановление церкви началось лишь после окончания советской эпохи.
В 1990-1991 годах заново отстроили разрушенную колокольню, а с апреля
по август 1991 года конусовидный купол церкви заменили на посеребрённую луковицу. После образования Горловской и Славянской епархии и учреждения в Горловке епископской кафедры 29 июля 1994 года Николаевский собор получает статус кафедрального.

В 2008-2009 годах храм был покрыт медной кровлей, установлены новые позолоченные купола. Их изготавливали прямо на месте. Рабочие вручную нарезали из тонкого сверкающего листа «чешуйки», а затем прикрепляли
их к куполу. Как видно из сравнения со старыми фотографиями, хотя церкви

не вернули её первозданный вид, её сделали ещё более привлекательной. Если подняться на окружающие терриконы бывшей шахты «Кочегарка» (сегодня она закрыта), золотой купол Николаевского собора блестит маленькой яркой жемчужинкой посреди серого промышленного города.

С началом строительства нового кафедрального собора в честь Богоявления в 2013 году собор не утратил своего значения — он получил статус архиерейского. Церковь «на Кочегарке» любят горловчане. В престольный праздник сюда стремятся попасть люди со всего города. Приезжают даже

из Никитовки и посёлка Зайцево, где сейчас идут бои. Несмотря на войну,
с каждым годом всё больше детей приходят в воскресную школу «Корабль святого Николая». И в самом храме, как в большом корабле, который ведёт святой, жители Горловки чувствуют себя в безопасности под покровом великого угодника Божия.

ТемаNo3 «Рождение г. Горловки»
Впервые о людях, некогда населявших территорию нашего будущего

города было упомянуто в 1779 году.
Раннее заселение территории Горловки связано с природными факторами — положением на стыке водоразделов, наличием сравнительно богатых водных ресурсов и байрачных лесов.

Пионерами заселения территории современной Горловки следует считать запорожцев.

Демонстрируем:Этнографические открытки и фотографии

Первые упоминания о казацких зимовниках в балках Железная, Сухой и Житний Яр, Жеваной и Байраке относятся к 1696-1702 гг. На месте зимовников в 1776 г. были сформированы государственные села Зайцево и Железное.

Демонстрируем «Карта г. Горловки» Население их составили запорожцы, украинские и российские крестьяне.

Демонстрируем «Макет подворья»

Во сновном это были православные христиане. Основой их жизни была вера. Основывая новые поселения люди в первую очередь они возводили храмы. Создавались общины.

Одним из первых поселений в нашем городе является село Зайцево. Здесь в урочище Жованый лес и балках Сухой Яр и Житный Яр во второй половине XVI!—XVIII веке жили пригнанные запорожские казаки После изнурительных боевых походов против турок и татар польской шляхты приходили сюда, устраивали зимовники и как выражались тогда «грiли животи своi» залечивали раны набирались сил.
Неподалеку протекала речка Бахмутка Вода в ней была чистая водилось много рыбы особенно карасей, плотвы, а

также щук А под низкими пологими берегами прятались раки Вокруг дикая, неоглядная степь, росла густая шелковистая трава. В балках водилось много дичи, особенно зайцев Поэтому зимой как только выпадал снег запорожцы охотились на зайцев Отсюда и название села — Зайцево

Занимались запорожцы также хлебопашеством скотоводством, а в Бахмутке ловили рыбу
Река Бахмутка была судоходной Плавно и величаво несла свои воды в Северский Донец По ней плавали небольшие корабли. И вот однажды запорожцы напали на турецкую галеру, плывущую по реке и потопили. А галера оказалось была нагружена бочонками с золотом. С тех пор многие сельчане пытались найти галеру с ценным грузом. Но тщетно

В 50-е годы нашего столетия американские бизнесмены предлагали правительству СССР расширить и расчистить русло реки Бахмутки от верховьев до впадения ее в Северский Донец При этом ставили условие что все содержимое найденное ими в том числе и золото заберут себе Но наше правительство будто бы отказалось от услуг американцев Мы уже говорили что село Зайцево вошло в черту нашего города

Долгое время оно было малолюдным В 1776 году сюда приехал губернатор Азовской губернии В А Чертков Он вы брал место для государственной воинской слободы Зайцево и предложил жившим там запорожцам оказать в этом содействие. Те пригласили к себе сюда, на земли у реки Бахмутки, родных и знакомыx из Черниговской и Полтавской губернии

Особенное усердие проявил в заселении слободы крестьянин с Белгородщины Никита Яковлевич Девятилов К сожалению, сведениями о нем располагаем небольшими Это был умный, предприимчивый мужик Для своих односельчан Никита Девятилов распланировал несколько хат, построил ряд мазанок для бедных и убогих, устроил в одном конце слободы шпиталь, т. е. госпиталь для больных, калек и нищих, а в другом конце — школу, а также дом для церковного причта, дом для Соборной избы.

За услуги, оказанные Никитой Девятиловым в заселении слободы, жители единодушно назвали село Зайцево Никитовкой. С тех пор (1785)г селение стало носить название Зайцево (Никитовка).

Осенью 1778 года по распоряжению правительства сюда переехала часть крестьян из села Солдатского Белгородского уезда, а немного позже — несколько семей волохов и молдаван живших на реке Соленой

В «Географическо-статистическом словаре Российской империи», изданном в Санкт-Петербурге в 1863 году, .говорится: «Зайцево (Никитовка) — село казенное Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в 25 верстах на юг от уездного города, на почтовой дороге в город Мариуполь при вершине реки Бахмутки. Жителей — 3644 душ обоего пола, дворов— 458».

Шли годы. Село разрасталось. В 1844 году в слободу Зайцево переехало несколько семей поляков. Но через сорок лет они смешались с украинским населением, и в 1886 году здесь насчитывалось только пять человек, умевших говорить на родном языке — польском.

В 1886 году с. Зайцево-Никитовка Бахмутского уезда насчитывало 623 двора и жителей 4298 человек. Окрестности села оказались богаты полезными ископаемыми: каменным углем, железной рудой.

Так, например, тот же «Географическо-статистический словарь» сообщает, что «на даче села Зайцево на балке Скелеватой, впадающей в Кривой Торец, есть месторождение каменного угля Никитовское, состоящее из 7 пластов угля».

В этой связи большой интерес представляет легенда, рассказывающая о пребывании здесь Петра Первого. Старожилы Зайцева утверждают, что их селение имело название ПЕТРОВА МИЛОСТЬ.
Летом 1709 года Петр Первый с отрядом солдат и казаков ехал с Азова под Полтаву, где должна состояться баталия со шведами. Царь ехал обширными донецкими степями. Стояло знойное лето. Под вечер Петр Первый с отрядом прибыл к берегам реки Бахмутки. Зеленая сочная трава, чистая вода в реке, многочисленные родники в балках Сухой Яр и Житный Яр привлекли царя. И он решил остановиться на ночлег. Лошадей спутали, пустили пастись, а солдаты и казаки, хорошо поужинав, расположились спать. Только часовые в лагере не спали, зорко стояли на страже, оберегая уснувших товарищей.

В центре круга развели костер и оживленно разговаривали Царь Петр Первый также не спал, прохаживался по лагерю. Он подошел к солдатам, сидевшим у костра. В это время один из них кинул несколько камушков именующихся «земляной уголь». Костер запылал еще жарче. Царь спросил у солдата, где он взял это «уголие», а тот рассказал, что нашел неподалеку от Бахмутки, и отдал небольшой камушек царю. Петр потрогал кусок, хорошо горящего минерала и сказал: «Сей минерал если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет!». А на следующий день утром Петр вызвал майора и двух казаков, нашедших уголь, и заявил им: «Жалую вас землей до самого Бахмута. Ищите этот минерал, устраивайте добычу!».

Демонстрируем портрет Петра Первого и кусочек угля.

И остались посланцы царя на донецкой земле построили рубленые дубовые хаты, обзавелись семьями и стали жить и добывать уголь. С тех пор и пошло название ПЕТРОВА МИЛОСТЬ.
Неподалеку от Никитовки расположен населенный пункт МАЙОРСКАЯ. Мы не собираемся точно утверждать, но возможно, по званию петровского офицера-майора он был назван.

На землях крестьян села Зайцево (Никитовка) были обнаружены месторождения железной руды.
В 1879 году бахмутский мещанин Житомирский взял с аренду у зайцевских крестьян участок земли, добыл 300 пудов руды и повез ее на завод Джону Юзу. Но она оказалась негодной. Поэтому добычу руды прекратили.

С 1803-1807гг. крестьяне Железного и Никитовки начали добычу каменного угля Щербиновской группы месторождений. Но индустриальное развитие края началось лишь с возникновением железных дорог.

Шахта «Кочегарка»
В 1868-1869 гг. через земли крестьян сел Железного и Зайцево прошла линия

Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Согласно условиям концессии, строитель дороги С.С.Поляков обязался построить железоделательный завод, рудники и копи вдоль дороги, для чего в числе других инженеров был приглашен П.Н. Горлов. Он усовершенствовал добычу угля на двух крестьянских шахтах, находившихся у трассы железной дороги, а в 1871-1873 гг.

построил здесь мощную промышленную шахту «Корсуньская копь No1» («Кочегарка»), которая по

техническому оснащению и организации горных работ была одной из лучших в Донбассе. В честь Петра Николаевича Горлова и назван наш город. В 1895 году началось строительство машиностроительного завода для производства шахтного и металлургического оборудования. В это же время инженером Глебовым Н.Н. был возведён завод по обжигу доломита. Вокруг него обустроился рабочий поселок Гольма.
Горловка становится крупным горнозаводским центром, принадлежащим обществу Южно-Русской каменноугольной промышленности. В начале ХІХ века в Горловке насчитывалось более 10 тысяч рабочих, не считая членов их семей. А в 1916 г. Горловка получила официальный статус города, в котором проживало более 30 тысяч человек.

Тема 3.СВЯТО- ПОКРОВСКИЙ ХРАМ

В 1776 г. губернатор Азовской губернии Василий Алексеевич Чертков, объезжая наш край, велел с урочище Жеванный Лес, балках Сухой Овраг и Ржаной Овраг организовать государственную военную слободу в Зайцеве. Основой нового поселения стали зимовщики и хутора запорожских казаков на реке Бахмут. Эти зимовщики были известны еще из конца XVII в. В 1778 году сюда переселились семьи из Полтавской и Черниговской губерний.

Чрезвычайные условия ржи в нашем крае выдвигали в лидеры людей энергичных, сообразительных и талантливых организаторов. К таким первым поселенцам принадлежал Никита Яковлевич Девятилов, именем которого названа южная часть Зайцева и станция железнодорожной дороги.

За легендой, которая дошла к нашим дням, первым поселенцам слободы Зайцеве, запорожским казакам, на живописном склоне балки Ржаной Овраг, близ источников с чистой водой, накануне большого праздника Покровы явилась народу икона Божьей Матери — заместительницы и покровительницы запорожских казаков. На этом месте и решили построить церковь на имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Никита Девятилов. вместе с выборными сельского востока, организовали сбор средств и купили в селе Маяки деревянную церковь. Перевезли ее в Зайцеве и обратились в Бахмутское духовное Правление за разрешением на построение церкви.

В письме Бахмутскому духовного Правления Екатеринославской епархии от 13 февраля 1794 г. преосвященному Гавриилу указывалось:
«Бахмутского уезда казенной деревни Зайцевой общество поселян, поданным мнет прошением изъясняя намерение свое соорудить в того древесное Зайцевой церковь во имя Покрова Пресвятая Богородицы, к чему уже как все лесные материалы, так и церковная утварь имеется в

готовности, просят в исходотайствовании в духовной власти позволения на сооружение оной; поелику жители, не имея вблизи церкви, претерпевают в исполнении христианских обрядов крайнюю нужду: в оной же древесное состоит дворов 120.

В них душ мужеска 343, а женска 330, а всего 673 человека, препровождая в сего в оригинале прошение означенного общества поселян и план церковной

отмеженной земли, вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу в построении в упомянутой слободе церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, преподать архипастырское еще благословение и меня удостоить в том благосклонным известием».

При рассмотрении всех обстоятельств этого дела и предоставленных к ней справок. преосвященный Гавриил резолюцией от 17 февраля 1794 г. разрешил в казенной слободе Зайцево, она же Никитовка, построить деревянную церковь во имя Покрова Божьей Матери. Того же 17 февраля из Екатеринославской консистории отправлен в Бахмутское духовное Управление приказ об этом 1 октября 1794 г. Бахмутский протоиерей Петр Росевський соборно в слободе Зайцевой освятил место под церковь, положил закладку на строительство ее и на месте работ установил крест.

Справочник Екатеринославской Епархии

Рапортом от 10 сентября 1795 г. Бахмутское духовное Управление доносило преосвященному Гавриилу: «Бахмутского уезда слободы Зайцевой, жители в поданном в сие Правление прошении прописанные, в оной же слободе строящаяся вновь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы церковь строением приведенная к окончанию и внутренно иконостасом, книгами, ризницей и прочими вещами снабдена без недодостатка и тем изготовлена к освящению, — просят в испрошении божественного шелкового антиминса и на освящение сказанного храма, архипастырского благословения: какие же в оной церкви имеются утвари, при сем прилагается опись. А потому Вашему Высокопреосвященству в выдаче на освящение во

оной слободе Зайцевой Покрова Богородицы церкви шелкового святого антиминса духовное Правление представляя, испрашивает архипастырской резолюции».
Согласно рапорту преосвященный Гавриил резолюцией от 21 сентября 1795 г. благословил протоиерею Стефану Ревуцкому освятить в слободе Зайцеве – Никитовка, нововыстроенную Свято-Покровскую церковь и разрешил выдать для этого новый освященный антиминус. 8 октября 1795 г. из Екатеринославской консистории отправлен в Бахмутское духовное Управление приказ об этом.

8 ноября 1795 г. протоиерей Стефан Ревуцкий соборно, в слободе Зайцеве освятил нововыстроенную Свято-Покровскую церковь, открыл в ней богослужение и священнодействие.
В связи с нехваткой профессиональных священнослужителей Бахмутское духовное Управление вынужденное было привлекать служить на ниве Христовой наиболее просвещенных и знающих церковные обряды людей. Так в августе 1795 г. уволенный из Бахмутского земского суда, коллежский регистратор Михаил Уманский начал промоцию посвящения в слободу Зайцеве и 28 октября 1795 г. был направлен туда священнослужителем. Деревянная Свято-Вознесенская церковь в слободе Зайцеве прослужила почти 70 лет. В начале 60-х гг. XIX столетие перед жителями Зайцева возник вопрос о строительстве новой каменной церкви.

В 1863 — 1864 г. была построена новая церковь из местного камня, залы — каменные, а верх — деревянный, один престол — на имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь строила приезжая артель каменщиков и плотников — профессиональных специалистов, на средства прихожан при поддержке и помощи всего населения Зайцеве -Никитовка. Каждый двор в селе должен был обработать определенное количество местного камня для стен церкви. Также каждый двор сдавал не одну тысячу куриных яиц для создания смеси раствора крепкой кладки.

После завершения строительства и освящение церковь Покрова Пресвятой Богородицы стала одной из наибольших и красивейший в нашем крае. На всю округу прославлялся церковный звон и церковный хор, а на богослужение приезжали и приходили поселенцы из окружающих сел и хуторов.

В 1908 году в приходе Свято-Покровской церкви были: село Зайцеве -797 дворов, 3188 мужчин и 2871 женщина; село Параскавеевка — 10 дворов, 41 человек и 32 женщины; село Озеряновка — 10 дворов, 42 мужчины и 32 женщины; село Николаевка — 9 дворов, 38 мужчин и 39 женщин; хутор Байрацкий — 53 двора, 264 мужчин и 209 женщин. Всего в приходе было 879 дворов, 3573 мужчины и 3183 женщины, а всего 6756 прихожан. Церковную службу в Зайцеве проводили: первый священник Андрей Александрович Феодосьев, закончил Екатеринославскую духовную семинарию, благотворный Бахмутського округа, опекун церковной школы и школы грамотности, депутат съездов духовенства, награжденный напрестольным крестом; второй священник Марьян Григорьевич Верецкий, закончил курс духовной семинарии, преподаватель закона Божьего; внештатный священник — Виссарион Федосьев, 77 лет. Также в церкви были два псаломщики: Павел Васильевич Диаконов, закончил курс церковно — учительской школы и Симон Дмитриев Попов, закончил Бахмутское духовное училище. Просфорня — вдовья Мария Диаконова.

В 1913 году село Зайцево – Никитовской Железной дороги, Покровская церковь: стены каменные, верх — деревянный, построенная в 1863 году; близ церкви усадьба священника. Насчитывается прихожан: 3888 мужского пола и 3326 женского пола. Крещенных — 554, венчалось 182, похоронено 234, евреев 3 семьи; церковная земельная усадьба 780, 5 квадратных саженей, пахотной земли 95 десятин, землю обрабатывает притч; капитал притча — 14943 крб. 34 коп., кружковая прибыль — 3454 крб. 44 коп.; школ 3: одна церковно — приходская, одна земская 2-х классная и одна земская 1-но классная; церковно — приходское опекунство с 1888 г.; выселки: Парасковеевка Азарянка, Николаевка, Платоневка, Байрацкие хутора. Местность высокая, сухая. Притч: 2 священника, 2 псаломщика.

Первый священник — Андрей Александрович Феодосьев, 51 год, закончил духовную семинарию, псаломщик с 1885 г., священник с 1888 г., новое место первое, состоящий в браке, 4 детей, 3 из которых учатся. Казенное жалование

— 108 крб.
Второй священник — Тит Евдоким Кащенко, 32 г., закончил духовную семинарию, псаломщик с 1906 г., священник с 1908 г., новое место первое, состоящий в браке, бездетный. Казенного жалования не имеет.
Псаломщик — дьякон Симон Дмитриев Попов, 58 лет, с трехклассного духовного училища, псаломщик с 1890 г., состоящий в браке, 8 детей, 5 при деле, 3 учатся. Казенное жалование 40 крб.
Второй псаломщик Павел Васильевич Диаконов, 37 лет, псаломщик с 1896 г.,

Протоиерей Константин Горбаль, репрессирован в 1938 году

состоящий в браке, 4 детей. Казенное жалование 27 крб.
Церковный староста: Константин Шликов. Проданы свечки 64 пуда. Просфорня: вдова священника Мария Диаконова получает помощь опекунства 60 крб. Внештатный священник Висарион Феодосьев получает опекунскую помощь 60 крб.
Адрес: Никитовское почтовое отделение Бахмутского уезда. Станция железной дороги «Никитовка» Южной дороги.
Потом для Покровской церкви наступили трагические времена. В конце 20-х начале 30-х гг. церковь при советской власти закрывают. Однако жители Зайцево продолжают регулярно приходить к Своему духовнику- Протоиерею Константину Горбалю, молиться и просить милости Божьей.
Правительство принимает решение разрушить Церковь.

В 38 году церковь была разрушена .

«Такое впечатление, что Церковь Боролась сама против бандитов, никак не могли ее разбить»,- говорит Антонина Семеновна Завражная,1911 года рождения, первый рабочий , который

полез срывать крест упал и разбился. Храм начал стонать, бандиты от страха разбежались. Никто не хотел участвовать в раз рушении Церкви из жителей села. Долго искал сельсовет людей для этого .Пока двое не согласились. Большие деньги им пообещали. Страшно они потом

умирали.
А когда храм разбивали ,прилетели
2 голубка с востока. Сели на церковь и так начали ворковать…Женщины говорят: «то ангелы прилетели».Долго они так сидели , а потом опять полетели на восток.»
Священника забрали перед этим ночью .Приехали и увезли. Так мы его больше и не видели.
А потом и Церовь стали разбивать
Сначала вырвали из куполов кресты и сбрасывали их на землю. Потом начали снимать колокола. «Здесь такие колокола были, — упоминает одна из

прихожан — , когда к Свято-Покровской церкви подъехали несколько грузовых машин с людьми, чтобы разрушить эту церковь и закрыть ее. Такие колокола были. За десять верст в самой Магдалиновке было слышать. Колокола были трудные, их снимали через крайнее окно на квадратные бетонные плиты, которыми был устеленный двор. Колокола пробивали эти плиты и увязали в землю так, что их невозможно было, потом вытянуть».

«- Мы кричали, плакали, — рассказывает второй очевидец.
— Нам отвечали: «Так надо». Моего родственника, который ходил молотиться, долго преследовали, с него смеялись.»
«- Приехали, сняли кресты, начали выносить все из церкви и грузить в автомашины. Куда все это церковное добро повезли, никто не знал.»

— Мне десять лет было, бегали с девочками в церковь. Это же такая красота была! Я видела, как ковры выносили, церковные вещи. Ничего не оставили».
«- Пять куполов здесь начислялось. Это была красота всего нашего села. И или только нашего? Пять куполов. Из всех окраин люди приходили.»

«. Когда начали разбирать стены храма, те застонали. Десятки людей слышали этот живой, будто человеческий стон. Стонал камень, стонали стены. А, возможно, то чьи-то души? Возможно.»
Работники бросили эту работу и подались прочь.

Прислали других, но и те не выдержали каменных стонов. Так и остались стены храма подниматься над балкой, лишь в нескольких местах разобранные.

Позднее остатки храма хотели приспособить под клуб. Начали в нем показывать кинофильмы, но звучание было такое, что ничего нельзя было разобрать. Не удалось использовать храм и под театр. Тогда приспособили его под состав. А изгородь, которой был обнесенный церковный двор, сняли и огородили в Горловке парк им. Горького. Так и остались к нашим дням ее руины. В 30-те г. XX вв. помещение церкви было насильно отобрано у православной общины и использовалось под школу.

В г. Великой Отечественной войны православная
община восстановила свою деятельность и существовала до 1962 г. Служили в помещении бывшего детского сада. Служил о. Гавриил. В 1948 назначен второй священник –Георгий Цололо,

Второй день Пасхи 1952 год .Отец Георгий Цaлоло с семейством.

Приход, не смотря на все «принимаемые меры советским правительством рос» Служили по большей части в сторожке и на территории разрушенного

Храма . Народ переживший Великую Отечественную войну свято надеялся ,что времена репрессий и гонений закончились. Надежда на то, что если они

одумаются и обратятся к Богу , Он не пошлет им больше испытаний .И эта надежда приводила все больше и больше людей в Храм

На фотографии православная община 50-х годов. В Центре священники: отец Георгиц Цололо и о. Лазарь Ковалев

А о том ,что снова настанут времена Гонений на православие люди даже не подозревали. На месте сторожки отстроили маленькую деревянную Церковь. Шли службы. Был

замечательный Хор. Но не все так просто. И богоборческое время не закончилось.
В 1952 году выходит Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды»:

г. Москва 12 сентября 1958 г.

СЕКРЕТНО

В 1954 году ЦК КПСС принял два важных постановления по вопросам научно-атеистической пропаганды.

В постановлении от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно- атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» ЦК КПСС отметил, что партийные организации неудовлетворительно руководят научно- атеистической пропагандой среди населения, и наметил конкретные меры по усилению антирелигиозной работы.

В постановлении от 10 ноября 1954 года «Об ошибках в проведении научно- атеистической пропаганды среди населения» ЦК КПСС вскрыл факты грубого администрирования и оскорбления чувств верующих и духовенства со стороны отдельных местных работников. Осудив эти недопустимые факты, ЦК КПСС потребовал от партийных организаций дальнейшего усиления идейной борьбы против религиозных воззрений, воспитания трудящихся в духе воинствующего материализма 1.

Выполняя постановления ЦК КПСС, партийные организации проводят некоторую работу по атеистическому воспитанию трудящихся. Однако изучение состояния научно-атеистической пропаганды в ряде партийных организаций РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, проведенное Отделами пропаганды и агитации ЦК КПСС, совещание руководящих пропагандистских работников ЦК компартий союзных республик и обкомов партии, а также многочисленные письма, поступающие в ЦК КПСС, свидетельствуют о том, что постановления ЦК от 7 июля и 10 ноября некоторыми партийными организациями, идеологическими учреждениями и ведомствами не выполняются, вместо усиления научно-атеистической пропаганды они значительно ослабили

ее, а в ряде мест совершенно прекратили.

Между тем духовенство за последнее время активизировало свою деятельность по целому ряду направлений:

а) В настоящее время характерная особенность в деятельности церковников и сектантов состоит в том, что они всячески приспосабливаются к современным условиям, проявляют изобретательность в применении новых, более действенных форм привлечения населения и особенно молодежи и детей в церковь, религиозные общины и секты. Духовенство усилило миссионерско-проповедническую деятельность среди отдельных лиц и небольших групп как верующих, так

и неверующих граждан. Наряду с официальными священнослужителями проповедничеством занимается специально подготовленный актив из числа верующих.

Такой актив, например, создан в сектантских объединениях евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня. Во всех такого рода только зарегистрированных обществах учтено более пятнадцати тысяч проповедников.

б) Религиозные объединения особое внимание уделяют подготовке кадров священнослужителей. Так, за период с 1954 по 1957 год Русская православная церковь пополнила ряды духовенства за счет окончивших духовные учебные заведения на 287 человек, другие религиозные центры — на 286 человек. В текущем учебном году в духовных учебных заведениях Русской православной церкви обучается 1198 человек. Характерно, что церковники свои учебные заведения стремятся комплектовать, главным образом, за счет молодежи. За последние три года приток заявлений

от молодежи, желающей обучаться в этих учебных заведениях, увеличился в два раза. Руководители церкви и религиозных объединений стремятся расширить контингент слушателей и сеть духовных учебных заведений.

в) Из года в год растут доходы церкви. Например, по украинской епархии,
в сравнении с 1955 годом, доходы увеличились со 130 миллионов рублей до 145 миллионов в 1956 году; по молдавской епархии, соответственно, —
с 13.521 тысячи рублей до 16.378 тысяч рублей. В Пермской области доходы церкви увеличились за последние четыре года почти в полтора раза,
в Ленинградской области в 1952 году доходы церкви составляли
21,2 миллиона рублей, а в 1957 году они составили 35,8 миллиона рублей. Основными источниками доходов церкви являются продажа свечей
и предметов религиозного культа, а также рост пожертвований
со стороны верующих на нужды церкви. При этом имеют место факты, когда руководители религиозных центров в целях своего обогащения используют патриотические чувства верующих. Так, мусульманское духовенство в период событий в Египте организовало сбор средств в фонд помощи египетскому народу. По неполным данным, было собрано 720 тысяч

рублей. Однако передано в этот фонд всего лишь 230 тысяч рублей. Остальные средства присвоены духовным управлением мусульман.

В результате повышения доходов руководство православной церкви
и религиозных культов сумело создать для духовенства хорошие материальные условия, а также привести в надлежащий вид церковные здания и помещения. Троице-Сергиевой лавре, например, Московская патриархия за короткое время на ремонт церквей и благоустройство территории монастыря выделила 25 миллионов рублей. Воскресенская церковь на Ваганьковском кладбище в Москве в 1955–56 гг. на ремонт

и благоустройство церкви израсходовала свы-ше миллиона рублей. В Литве только на текущий ремонт в течение последних двух лет было израсходовано около 10 миллионов рублей.

г) Духовенство, используя определенные группы верующих, настойчиво требует от советских органов открытия новых церквей, молитвенных домов, регистрации вновь созданных религиозных общин и сект. В этих целях она широко практикует сбор подписей верующих под многочисленными ходатайствами, при этом нередко фальсифицирует подписи под ними. Количество ходатайств об открытии церквей, молитвенных зданий постоянно увеличивается. В Совет по делам русской православной церкви в 1954 г. поступило 985 ходатайств, 1957 г. — 2265;
в Совет по делам религиозных культов поступило в 1955 г. 1157 ходатайств, в 1957 г. — 1633.

д) Следует отметить, что за последние годы наблюдается активизация деятельности и определенный количественный рост сектантов. Если, например, на Украине в 1954 году было 92 тысячи сектантов, то в 1957 году их насчитывается 103 тысячи; по РСФСР в 1954 году было 32 тысячи,

в 1957 году — 40 тысяч. В Молдавии число сектантов за этот же период возросло на 15 процентов, в Латвии — на 17 процентов и т. д.

е) Усиливая миссионерско- проповедническую деятельность среди населения, священнослужители стали шире привлекать верующих на массовые богослужения и к отправлению религиозных обрядов (венчание, крещение, причастие, конфирмация и т. п.). В связи с этим за последние годы отмечается определенный рост числа граждан, и особенно молодежи, отправляющих религиозные обряды, посещающих церкви, молитвенные дома, мечети, «святые места», что отвлекает значительную часть населения от общественно-полез-ного труда.

Совершенно недопустимы факты, когда религиозные обряды отправляют некоторые коммунисты, комсомольцы и даже отдельные руководящие работники. Например, секретарь парторганизации колхоза им. Жданова Гдовского района Псковской области т. Ефремов в своей квартире имеет

иконы, крестил в церкви своих детей, его дом регулярно, как и остальных верующих, посещает священник. Секретарь комсомольской организации этого же колхоза т. Федорова венчалась в церкви. Подобные же факты допускаются со стороны отдельных коммунистов и комсомольцев колхозов «Рассвет», «Труженик», «Путь Ленина» Гдовского района Псковской области и ряда других районов страны.

Духовенство, стремясь усилить свое влияние на верующих, исполняет религиозные требы на дому у них, занимается благотворительностью. ……

РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д. 554. Л. 5–13. Подлинник.

В целях устранения «недостатков по организации научно-атеистической пропаганды среди населения» разрабатывается целый комплекс «мер». А значит, начинается вторая волна гонений и репрессий

1962 год.

Церковь закрывают. Верующие спасают иконы перевозя их в Никитовку, в Свято- Николаевский молитвенный дом .

И снова годы испытаний для верующих cела. Люди ездят в Никитовку, Горловку для принятия Христовых тайн.
Советское правительство, разрушив приход, не смогло повлиять на общину. Люди не только хранят свою веру, они помогают в этом друг- другу.

Духовная память села — история служения его жителей.

История села — это история жизни его жителей. Таких разных и в то же время похожих, похожих в своей любви к своей маленькой Родине.

Семья Третьяковых.

Третьяков Павел Федорович (в иночестве Петр) родился 14 декабря 1903 года. Семья после кровавых событий 1917 года была раскулачена. У деда Павла Федоровича была мельница.
Забрали все, что могло кормить семью. Голодали, мололи кочаны кукурузы и пекли лепешки .

В 1932 году приехал отец из Харькова и сказал что «добрые люди предупредили что готовятся репрессии против Третьяковых.
Вынуждены были бежать. Уходили из родного дома ночью, старались ничего с собой не брать . Была весна и идти было тяжело. Сначало остановились в Константиновке. И там Павел Федорович строит Храм. Но опять пришлось уйти. Мытарства их закончились в селе Зайцево ,в 1937 году.

Здесь Благочестивая верующая семья стала помощницей и утешительницей односельчанам.
Вместе с женой Анастасией Георгиевной, Павел Федорович с малых лет учил детей благочестивому поведению. Все дочери его стали монахинями.

Многим позже Матушка Михая- младшая дочь Павла Федоровича расскажет о своей жизни просто с грустной улыбкой: «Просто жили — Богу служили. Сколько всего перенесли, но Бог укреплял. Папа Был совсем слабый ,но в Церковь всегда

ходил. Бывало, заболеет – не пускаем. А он все- равно собирается».
Сразу после войны ездил Павел Федорович в Москву добиваться разрешения для строительства Свято- Покровского Храма в г. Крамоторске. Добился разрешения и слал помогать Крамоторчанам строить Храм.

Жизнь Зайцевского Свято- Покровского Храма
стала неотъемлемой частью жизни семьи Третьяковых. Первым звонарем стал в отстроенном свято- Тихоновском храме игумен Петр( к тому времени так нарекли Павла Федоровича) . Пели Дочери на клиросе, просили милости Божьей, чтоб Господь по- миловал православных христиан, защитил и сберег их на многие лета.

Часто в эту семью захаживали жители за добрым советом , с просьбой помолиться о ближних .Не кому не отказывали, всем помогали.

В мае 1990 года

Двадцатка православных жителей Зайцево обращаются в Епархиальное управление (г. Ворошиловграда) с просьбой направить священника для организации Богослужебной деятельности в селе .Указом правящего архиерея назначен священник Виктор Горбач.

Отец Виктор сразу же приступил к Богослужению в разрушенном Свято- Покровском Храме. «На троицу служили прямо в скверике .Вынесли иконы и служили. Люди все довольны были. Это было в 1990 г», вспоминает о.Виктор. .Параллельно с молитвой шло строительство здания новой Церкви.

Свято- Тихоновская Церковь открыла службу 13 сентября 1991 г. .

В 1994 году отмечалось 200-хсотлетие Свято-Покровского храма в

Зайцеве.

14 октября 1994 г. — Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Утром возле Свято — Покровского храма начали собираться люди. Они поздравляли друг друга с праздником Покрова Божьей Матери и с большим юбилеем — 200- летием со дня начала строительства деревянной церкви , в слободе Зайцеве. Церковный двор заполнился людьми. Из всех концов ехали и шли в храм на праздничную литургию люди.

На престольный праздник в Зайцево прибыли владыка Олипий – на тот момент епископ Горловский и Славянский, Приветствуя и благословляя встречающих, владыка Олипий прошел в Тихоновский храм и начал праздничную литургию..

А потом был крестный ход с хоругвями и иконами. С образом Покровской Божьей Матери участники крестного хода вошли в помещение Свято- Покровского храма. Окропили его стены, отслужили молебен.

И Господь услышал мольбы верующих.
И в знак того послал чудо.
Рядом с Храмом до начала гонений был удивительный колодец, вода которого имела необычайный вкус .На всю округу слыла зайцевская вода.

Когда пришел служить отец Виктор, источник уже давно был мертв. Люди говорили, что пересох он во время гонений. И останавливали нового батюшку :«Батюшка, нет здесь воды, пересох он»……..Но что не дается по молитвам нашим ?!

Источник, который казалось бы умер на всегда, ожил!
Так и стоят ,по сей день, два храма в одном подворье: Свято-Покровский

и Свято-Тихоновский, названный в честь Святого Патриарха Тихона

История Свято- Вознесенского Храма.

Описание этой Церкви мы можем встретить в нескольких источниках.
Наиболее подробные описания встречаются в Сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии. Т. 2., Бахмутский уезд. — Ек. 1886 и Справочной книге Екатеринославской епархии на 1907 ч. — Ек., 1908

Это древнейшая церковь нашего края. Находится она на территории поселения Буерак. Село Государев Байрак — обширное и богатое, принадлежало к числу значительных и старейших населенных мест Бахмутского уезда. Первыми поселенцами в Байраке были запорожские казаки. Здесь находились их зимовщики. Слово «буерак» — означает «лес в яровую».

В 1770 году по распоряжению Бахмутськой провинциальной канцелярии слобода Буерак была отдана под поселение иностранному народу — православным валухам. В 1780 году в слободе Буерак начислялось 305 мужчин и 335 женщин. Позднее, как было введено в крае губернское управление, Буерак стал волостным селом.

Донесение от 2 июля 1792 г. Бахмутское духовное Правление представляло Преосвященному Амвросию: «Ведомства здешнего села Государев Буерак жители поданным в сие Правление прошением прописывая, что заложенная по благословению Вашего Высокопреосвященства в том их селе во именование Вознесения Господняя церковь деревянным зданием строением совсем окончена и церковным благолепием украшена, так-же сосудами, книгами и прочими утварьми снабдена, — просят в освидетельствовании оной церкви и утварей и в представлении к Вашему Высокопреосвященству, со испрошением на освящение еркви божественного антиминса благослови

тельной грамоты.
“Материалы для статистического описания Екатеринославской

епархии” выпуск 2, 1880 г.

За этим донесением Преосвященный Амвросий Екатеринославский

резолюцией от 20 июля 1792 г. благословил в слободе Государев Буерак освятить новосооруженную Свято-Вознесенскую церковь и разрешил выдать для этого новый освященный антиминс.
Главными действующими лицами в Государевом Байраке, преимущественно вкладчиками и основателями при построении церкви были: слободской старшина Василий Цуканов, собиратель Иван Денаев, Иордан Мангулов, Григорий Бердяга и прочие.

15 октября 1793 г. Бахмутский протоиерей Петр Расевскнй по надлежащему церковому чинонаследованию в казенной слободе Государев Буерак освятил новосооруженную Вознесенскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие. Эта деревянная церковь просуществовала до 1834 г.

В 1834 году жителями волосного села Государев Буерак построен новую каменную церковь. Это была типичная Свято-Вознесенская церковь. Находилась она в нескольких метрах от деревянной церкви. Строили ее украинцы, волохи, молдаване, россияне, т.е. все православное население села. Толщина стен достигает 1,5 метра. Она частично сохранилась к нашим дням. Это древнейшее каменное сооружение в крае, которое сохранилось до нашего времени.

В 1873 году на средства прихожан церковь была перестроена. До половины

Крест на месте, где находилась деревянная Церковь

каменная, восьмерик, купол деревянный, престол один — на имя Вознесения Господнего.
Особенно чтимая святыня — икона Божьей Матери именуемая «Достойно есть». В 1908 году начислялось прихожан 2897 мужчин и 2591 женщин. В церкви работали три священника. Первый священник: Иван Алексеевич Воблиев, закончил духовную семинарию, награжден орденом святой Анны 3- й степени. Получал зарплату 108 крб. Второй священник — Фадей Георгиевич Каниблодский, закончил Екатеринославское духовное училище. В данной церкви работает с 1895 г. Получает жалованье 80 крб. Третий священник — Алексей Владимирович Феодол, закончил духовную семинарию, награжден скуфьей. Работает на общественных началах, заработное жалованье не получает. Также в церкви было три псаломщика: Григорий Пименович Бондаренко, 26 лет, работает с 1907 г., получает жалованье 40 крб.; Алексей Ионович Ломакин, 48 лет, учитель, пений, работает с 1904 г., получает жалованье 27 крб.; дьякон Илья Илларионович Шишков, 23 лет, работает с 1906 г., заработное жалованье не получает, работает на общественных

началах.

В 1913 году начисляется прихожан 3864 мужчины и 3532 женщины, крещенных- 665, венчалось — 112, похоронено — 306. В приходе зарегистрировано 6 сектант-евангелистов обоего пола. Церковной земли — 120 десятин в 7 верстах, дает прибыль в размере 1500 крб. Кружечная прибыль — 3400 крб. Имеются дома для священников и одного псаломщика. Для двух псаломщиков домов нет. Школ — 6: одна — церковно — приходская и пять земских. С 1900 г. церковно — приходское опекунство в районе прихода есть прииск Русско-Бельгийского общества (ныне это шахта им. Калинина). К церкви приписан Николаевский молитвенный дом в с. Веровка. Местность высокая и сухая. Причт (штат): 3 священника и 3 псаломщика, из которых один священник и 1 псаломщик проживают в с. Веровка. Первый священник Ефим Нестеров Зайцев, 31 год, закончил духовную семинарию; псаломщик с 1907 г., священник с 1912 г., новое место второе с 1912 г., набедрен с 1911 г. Состоящий в браке, 3 малолетних детей. Казенное жалование — 105 крб. 84 коп. Второй священник Николай Трифонов Попов, 26 лет, закончил

духовную семинарию; священник с 1913 г. Состоит в браке, бездетный. Казенное жалование — 78 крб. 40 коп. Первый псаломщик Афанасий Иванов Ломакин, 47 лет, закончил церковно-учительскую школу, псаломщик с 1895 г., новое место второе с 1904 г. Состоит в браке, 7 детей, 3 из которых учатся, а 4 — малолетние. Казенное жалование — 39 крб. 20 коп.

Псаломщик-дьякон Григорий Пименов Бондаренко, 31 год, домашнее образование,
псаломщик с 1907 г. Состоит в браке, 5 детей. Казенное жалование — 26 крб. 46 коп.

Церковный староста — крестьянин Аким Ходарев с 1913 г.
Проданы свечки 69 пудов 7 фунтов. Просвирня — крестьянка Мария Курта. Вдова
священника Татьяна Герцик получает помощь опекуна 18 крб.
Адрес, почтовое отделение «Никитовка» в 8 верстах, станция железной дороги Никитовка.

В начале 30-х гг. Церковь закрывают.

Священников о. Николая Горового и дьякона Мондруса( фамилия не точно) ведут по селу. В последний раз священник благословляет и прощается с прихожанами.

С церкви по- срывали купола, разграбили и сожгли утварь и сделали склад зернохранилища.

Страшное было время, брат шел на брата. Помнят все старожилы , при этом приговаривая: « Многотерпив Господь!» и тут же вспоминают жителя Байрака который срывал купола и которого позже «скрутило, стал он горбатым и страшно умирал, в муках»…

Помнят на селе и как заплакали иконы, когда арестовали монаха Ивана Босого.

Сегодня до сих пор в семьях бережно хранится одна -единая фотография монаха Ивана. Что только не пытались делать с ним., Объявили целую охоту на Божьего человека, казнили и издевались, топили и сажали на лед в стужу.

Но даже не те чудеса, что под ним таял лед, или что он проходил сквозь стены своей камеры и уходил из Артемовской ,тогда еще Бахмутской тюрьмы, поражают по сей день жителей Байрака с каким смирением и терпением он принимал муки.,

Палачи думали что они добились своего, расстреляв Ивана в Бахмутской тюрьме, но он, так же

как и отец Николай ,продолжают быть примером для всех жителей села . Примером великой Любви и преданности Господу.

В г. Великой Отечественной войны, в 1942 году, немецкая власть разрешила

православной

общине

снова

открыть

церковнуюМоснлуажх ИбуванвБоСсывяйто-

Вознесенской церкви. Конечно им нужен был «порядок» , а управлять смиренными и терпеливыми людьми легче. Но разве можно православного человека заставить молиться о победе захватчиков, оскверняющих и убивающих Родину?! Люди молились о своих мужьях, сыновьях ,которые были на фронте, о близких, чтоб Он им даровал терпение и Веру. И молитва доносилась .. Пришла ПОБЕДА.

Но каждый год прихожане собираются в Храме, в день Георгия Победоносца и поминают сродников, Служат молебен и у памятника погибшим воинам, и едут на место массовой казни Горловчан ( на канале шахты Узловой где за

два года оккупации города в ствол бывшей шахты «Узловая» гитлеровцы сбросили 14000 советских граждан.)

Годы гонений продолжаются

В 1956 г. силами прихожан , в церкви был проведен ремонт, но советская власть не разрешила построить колокольню и купол над церковью.

На политическом уровне решение о возобновлении гонений принято было в 1958 г. 4.10.1958 ЦК КПСС вынес секретное постановление под длинным названием «О записке Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О крупных недостатках научно-атеистической пропаганды»», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки» советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. Первым актом правительства в наступлении на Церковь было издание двух постановлений Совета министров СССР от 16.10.1958: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов епархиальных предприятий и монастырей». В первом поручалось Советам министров союзных республик, Совету по делам РПЦ и Совету по делам религиозных культов в шестимесячный срок изучить вопрос о сокращении количества мон-рей и скитов и внести в Совет министров СССР предложения по этому вопросу, предписывалось также сократить размеры земельных угодий, находившихся в пользовании мон-рей. Постановлением о налогах Церкви запрещалось продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских. Это было серьезным ударом по доходам и бюджету церковных приходов, потому что теперь приобретение свечей в мастерских стало убыточным для храмов, и оно, естественно, сократилось, что в свою очередь привело к закрытию свечных мастерских. Из-за снизившихся доходов храмов распускались и платные церковные хоры. Вследствие постановлений

Совмина финансовое положение некоторых епархий пришло в крайне расстроенное состояние. Не разрешая ремонтировать храмы ,правительство искусственно подводит к их закрытию.

Понимая это ,наиболее удивительно то, что на протяжении всех этих лет. Храм продолжал жить.

В селе говорят , что это многим благодаря ОЛЬГЕ АНДРЕЕВНЕ ГОЛУБЦОВОЙ, в течении 20 лет ,бессменному старосте Св. Вознесенского Храма. Родилась Ольга Андреевна в11 октября 1920 года , в любимом на всю ее жизнь селе-Байрак, в семье крестьян: Лысенко Андрея Андреевича и Марии Васильевны.

В 1928 году Отец умирает и мать остается с 8 детками на руках . Поэтому Ольга Андреевна с малых лет знала что такое труд.

В 1938 году Ольга Андреевна закончила курсы Облпотребсоюза и стала сначала продавцом, а потом заведующей магазином No2, где проработала около 20 лет. Но однажды Ольге Андреевне приснился сон, что должна она работать в Храме , восстанавливать его. Думать было не о чем. Значит так надо. И Ольга Андреевна пошла, работать в Храм.

Именно Ольга Андреевна Голубцова добьется разрешение на строительство Часовни на Байраке, без устали будет хлопотать, и поддерживать Храм. И как это не прискорбно, воевать, отстаивать свое право и право односельчан жить по- православному. Отстаивать перед своими- же земляками ,которые так были одурманены этим Богоборческим ременем..

Сохранившаяся чудом копия Жалоба Ольги Андреевны может о многом рассказать.

Не давали строить и ремонтировать, стараясь исполнить приказы «больших» людей. Мол: сами разваляться постройки и вроде мы ни причем, и церкви закроются.
Понимали это и прихожане. Поэтому когда «власти» пригнали бульдозер, бросилась под колеса: «Вместе со мной закапывайте».

Не дала разбивать.

Господь силы давал: молилась, строила , трудилась на земле и

занималась благотворительностью.

Много раз она награждалась как лучший садовод Байрака. Казалось бы , Бог деточек не дал , зачем ей было нужно столько фруктов и овощей? Только после ее смерти нашли благодарственные письма с больниц и интернатов , с монастырей и просто от людей, за те самые фрукты и овощи, за ту помощь , которую оказывала Ольга Андреевна. Не ради своей славы , Христа Ради подавала людям

.

Во всех письмах благодарят люди не Ольгу Ивановну, а православный приход

Не от себя носила подарки, а от Православной Церкви, как бы не обращая внимание на то, что правительство запретило заниматься Церкви благотворительностью.

И видя это, объединялись люди в ДОБРОДЕЛАНИИ.

Посылались ей Господь и помощников- православных людей.

Был в ту пору директор шахты Калинина -Синько М.Г., который не просто жертвовал на строительство Часовни , но всячески помогал женщине в ее благотворительности, при этом запрещал говорить об этом . Да разве сейчас , когда Ольга Андреевна ушла можно узнать правду, только по- догадке, только по- наслышке. Удивительная женщина, пройдя суровую школу жизни , она не просто до своего последнего дня служила людям во славу Божию, она старалась сохранить и передать православную память своего села. Одно ясно- Божий она была человек.

На Храмовом подворье все «дышит» делами Ольги Андреевны.

Сегодня ,когда попадаешь на подворье Свято- Вознесенского Храма обращаешь внимание не только на количество цветов и каштанов, красуется построенная в 80-х гг. колокольня.»

Надо отметить, что на Байраке сохранилось множество старинных построек

Вход на Церковное подворье сегодня, как и прежде осуществляется через необычные по своей архитектуре ворота.

Уцелел и Церковный дом., в котором жили священники,помещение Церковно- приходской школы (сегодня там общеобразовательная школа No29).

Св.Вознесенский Храм живет. Особенно любят его горловчане. За то, что приезжая сюда, испытывают они здесь особую благодать, за то что хранят прихожане православную память, передавая из поколения

поколению.

И вместе в поминальной молитве поминают имена священников, служивших в этом Храме:

Отца Серафима,
Отца Павла,
Отца Назария Гриненко, Отца Павла Ковалевского

(08.10.1956 – 18.02.1958)

отца Григория Попова (1954 – 1958) отца Олега,
отца Александра,

отца Анатолия Дворянова

отца Николая Горового и его семьи, погибших за Веру Христову

Сегодня в Храме служит отец Геннадий . С особой любовью и заботой сегодня содержится Храм и подворье .Отец Геннадий отремонтировал трапезную, построил новое здание для воскресной школы.

Сегодня прихожане радушно принимают детей «города» на своем подворье. «Детский паломнический

центр» знакомит детвору с Азами православной веры, помогает ответить на множество вопросов.

Приход стал центром культурной жизни села. Традиционными стали поздравления односельчан с Рождеством и Пасхой, с праздником Николая Чудотворча, С Престольным праздником и многими другими .

Мирная жизнь горловчан была прервана Великой Отечественной войной. Основные предприятия Горловки перестроили свою работу на военный лад. Как никогда нужен был уголь и горловские шахтеры горячо подхватили инициативу — работать и за себя, и за товарищей, ушедших на фронт. В конце октября, когда возникла непосредственная угроза Добассу, оборудование промышленных предприятий было эвакуировано в Кемеровскую и Челябинскую области, в Киргизию и Узбекистан.

С 29 октября 1941г. по 5 сентября 1943г. Горловка находилась в оккупации итальянскими частями, союзниками фашистской Германии. На фронтах Великой Отечественной войны отличились многие горловчане. 22 из них удостоены звания Героя Советского Союза, 8 воинов стали полными кавалерами орденов Славы. Их именами названы улицы города. В 27-ми братских могилах захоронено 20000 воинов, партизан, подпольщиков, мирных жителей, ставших жертвами фашизма.

Сразу после освобождения Горловки от фашистских захватчиков началось ее восстановление. Далеко за пределами Донбасса была известна бригада девушек шахты No19-20, бросившая клич: «Девушки и женщины, — в забой!». И пошел горловский уголек, нарубленный хрупкими женскими руками в помощь восстановлению разрушенного хозяйства. За послевоенные пятилетки полностью было восстановлено все жилье, коммунальное хозяйство, школы и дошкольные учреждения, объекты культуры и здравоохранения.

Горловка росла, строилась, вводились в строй новые шахты, заводы, предприятия.