Программа подготовки волонтеров

Программы подготовки волонтеров.

Оглавление

Программы подготовки волонтеров. 1

  1. Введение . 2

1.1. Тематический план учебного направления «Быть волонтером» на учебный год: 3

1.2. Встречи психологической поддержки для волонтеров и координаторов волонтерских групп. 4

1.3. Тематический план учебного направления «Волонтерские технологии»: 4

1.4. Тематический план учебного направления «Творчество и игры с детьми». 5

  1. Расширенные курсы по выбору. 6

2.1. Группа «Благотворительность».   История благотворительности. 6

2.2. Душеполезный досуг 7

2.3. В защиту семейных ценностей. 9

2.4. Здоровый образ жизни. 10

 

 

 

 

1.   Введение.

Школа  имеет два уровня подготовки:

  • Добровольцев ( координатор Билоус Виктория);
  • организаторов волонтерской деятельности ( координатор Давиденко Алина).

Каждый курс рассчитан на год.

Запись осуществляется с 15 августа до 30 сентября.

В «Школу» набираются ребята от 12 до 25 лет.

Согласно возраста формируются группы.

Ведут курс волонтеры, имеющие опыт работы в программах фонда в качестве организаторов

Семинары, мастер-классы, тренинги, встречи психологической поддержки, творческие встречи, обсуждения идут еженедельно параллельно в несколько потоков. Учащимся предстоит самим выбирать важные для себя темы,  и посетить не меньше учебных занятий, чем требует учебный курс.

Внутри второго курса идет специализация:

  • Социальное служение и благотворительность;
  • Организация душеполезного досуга;
  • Здоровый образ жизни
  • В защиту семейных ценностей

 

 

Учебный курс для начинающих волонтеров «Доброволец» включает в себя:

  1. Служение ближним Христа ради — беседы духовника архимандрита  Паисия с молодежью четвергам.
  2. «Быть волонтером» — 3 учебных занятия. Регулярность — 1 раз в месяц.
  3. «Творчество и игры с детьми» — 4 учебных занятия. Регулярность — 2 раза в месяц. Встречи психологической поддержки — 2 встречи. Регулярность — 1 раз в месяц

Учебный курс «Организатор волонтерской деятельности» включает в себя:

  1. Служение ближним Христа ради — беседы духовника архимандрита  Паисия с молодежью четвергам.
  2. «Быть волонтером» — 3 учебных занятия. Регулярность — 1 раз в месяц.
  3. «Творчество и игры с детьми» — 2 учебных занятия из 8-и. Регулярность — 2 раза в месяц.
  4. Встречи психологической поддержки — 2 встречи из 4-х. Регулярность — 1 раз в месяц
  5. Практика — 6 посещений подопечных с волонтерскими группами. Периодичность — 1 раз в 2 недели.
  6. «Волонтерские технологии» — 6 учебных занятий из 8-и. Периодичность — 1 раз в неделю.
  7. Итоговое семестровое учебное занятие «Надежный волонтер» — 1 занятие в конце обучения

В случае выбора тематического курса. Ребята участвуют в расширенных программах:

  • Благотворительность и социальная работа
  • Душеполезный досуг
  • В защиту семейных  ценностей
  • Здоровый образ жизни
  • Краеведение

 

1.1. Тематический план учебного направления «Быть волонтером» на учебный год:

  1. Миссия Человека на земле
  2. Что может изменить человек (об изменении себя)
  3. Границы ответственности волонтера
  4. Актуальные вопросы волонтеров-новичков
  5. Взаимодействие с подопечным
  6. Копилка методов помощи
  7. Помочь человеку
  8. Без вины виноватые? Как исправить свою жизнь и стать на Путь Спасения
  9. За советом к батюшке
  • Способы контакта с подопечными
  • Кризис волонтерства: переоценка смысла
  • Поиск ресурса: стань подопечным самому себе

1.2. Встречи психологической поддержки для волонтеров и координаторов волонтерских групп.
Темы встреч:

  • Что значит «Бог в помощь» и «Спасибо»
  • Эмоциональное выгорание и профилактика
  • Восстановление при эмоциональном выгорании
  • Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтеров и координаторов
  • Мир поддержки и понимания
  • Трудный и вдохновляющий опыт добровольчества
  • Эмоциональная травма и возможности восстановления
  • Здесь и сейчас в волонтерском опыте
  • Сознательное волонтерство
  • Значение чувств
  • Баланс занятости и отдыха
  • Работа по запросам участников встречи

1.3. Тематический план учебного направления «Волонтерские технологии»:

  • Выбор объекта для волонтерской работы Первые шаги
  • Координатор волонтерской работы и волонтерской группы в учреждении
  • Запрос от учреждения и подопечных Что делать на первых порах?
  • Как вовлечь людей в волонтерскую группу под конкретную задачу?
  • Работа в учреждениях Особенности домов престарелых
  • Работа в учреждениях Особенности сиротских учреждений Москвы
  • Менеджмент волонтерскй группы
  • Реклама по привлечению волонтеров
  • Интернет-представление волонтерского проекта
  • Организация психологической поддержки волонтеров
  • Чему, как и когда учить волонтеров?
  • Как понять, что координатору надо уходить и как вырастить преемника?
  • Особенности детей сирот и их влияние на взаимоотношения с волонтером
  • Особенности зависимого поведения Влияние на отношения с волонтером
  • Как из встречи сделать событие?
  • Как сделать беспроигрышный план волонтерской работы на год
  • Работа со СМИ

1.4. Тематический план учебного направления «Творчество и игры с детьми»

  • Простое оригами для детей: быстро и интересно
  • Роспись по ткани
  • Настольные игры
  • Браслеты из лент
  • Биыстрые игры на внимание
  • Елочки из ткани
  • Цветы из гофрированной бумаги
  • Валяние из шерсти для начинающих
  • Книжная лавка
  • Игротека
  • Скрап-открытка/Мандалы
  • Макраме шнуром с деревянными бусинами
  • Открытки из сухоцветов
  • Штампы из картона
  • Поделки из обувной коробки
  • Мыловарение
  • Народные игры для детей с ограниченными возможностями
  • Разработка сценария для детского праздника

2.    Расширенные курсы по выбору.

Проводятся для ребят, избравших одну из  специализаций .Включают в себя : мировоззренческий модуль+ практические занятия по закреплению и получению методик  реализации полученных знаний на практике

 2.1. Группа «Благотворительность».   История благотворительности

  1. Идея любви и служения ближнему в Новом Завете Притча о милосердном самарянине и слово на притчу арх. Иоанна (Крестьянкина).
  2. Пророчество Христа о Страшном суде и о тайне милостыни          
  3. Диакония в Древней Церкви  Особенности социального служения в Древней Церкви. лекция  с элементами беседы
  4. Вера без дел мертва: целостность христианского идеала. Православие о делах милосердия.
  5. Благотворительность в Киевской Руси Поучение Владимира Мономаха. Благотворительность — одна из форм служения монаха миру: преп. Феодосий Печерский (XI в.)
  6. «Любовь к Богу и ближнему стяжав»: урок — преп. Сергий Радонежский (XIV в)
  7. Церковь и государство: влияние государственной власти XVIII в. на благотворительность Русской Православной Церкви
  8. Свет общей свечи: история православных братств.
  9. «Нищелюбие» св. Иоанна Кронштадтского. беседа с элементами драматизации
  10. «Утоли моя печали» — благотворительная деятельность общин милосердия.
  11. Легко ли быть милосердным? лабораторное занятие
  12. Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна — смысл и красота служения.Истоки будущего величия. Просмотр фильма о великой княгине Елизавете Федоровне.
  13. Благотворительность в советский период.Служение Богу и людям православных братств послереволюционного периода. лекция с элементами беседы
  14. «Положим же души своя вместе с нашей паствой»: социальное служение РПЦ в годы Великой Отечественной войны.
  15. Церковная благотворительность в современных условиях
  16. Актуальность милосердия на рубеже XX-XXI вв. лабораторное занятие «Нужен ли мне свет общей свечи?»

2.2. Душеполезный досуг

Тема занятия Кол-во

часов

1. История игры и игрушки. Для чего нужны игры?
2 Коллективные творческие дела. Конструирование КТД.
3 Классификация игр. Возрастные особенности игроков.
4 Как играли наши деды. Народная игра.Практикум «Игры осени» 3 ч
5 Игры на прогулке
6 Игры в помещении
7 Игры на знакомство
8 Игры на общение
9 Сказочные игры. Практикум «Новогодний хоровод» 4 ч
10 Артистические игры на воображение .Игры-шутки .Игры-аттракционы 2 ч
11 Игры на выявление лидеров
12 Массовые игры. Практикум «Весенние игры» 2 ч
13 Игры на вечеринке
14 Игры подвижные на улице.  Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности 3 ч
15 Игры на развитие координации движений, на внимание
16 Игры с залом .Игры-кричалки 2 ч
17 Игры на сплочение. Игра как снятие конфликтов
18 Игры подвижные в помещении
19 Игры с предметами. Практикум «Пасхальные игры».
20 Игры со словами.
21 Музыкальная игра
22 Интеллектуальная игра
23 Настольная игра. Практикум «Фестиваль настольных игр» 2 ч
24 Психологическая игра 4 ч
25 Логическая игра
26 Ролевая игра
27 Деловая игра
28 Оганизация квестов
29 Игры-поединки
30 По ту сторону фокуса
31 Игры в кругу семьи, друзей. Практикум «Праздник семейной игры»
32 И одному не скучно!
33 ПРАКТИКУМ: ПРАЗДНИК ИГРЫ И ИГРУШКИ.

 

2.3. В защиту семейных ценностей.

Задача группы: не просто показать святость семьи, но и найти формы популяризации семейных ценностей среди молодежи

п/п

Содержание темы
1 блок «Святость брачного союза »

«Беседа о свадьбе и по поводу свадьбы»

«Обряд венчания»

«Христианский брак и взаимные обязанности супругов»

2 блок «Заповеди и правила жизни» «Семейная жизнь православных христиан»

«О супружеской жизни»

3 блок   «Деторождение как средство спасения для матери» «Матери и дети»  
4 блок   «Не та мать, которая родит, а та, которая воспитает чужое дитя» «Об отчимах и пасынках, о пасынках и падчерицах»  «Сиротство» «О свекровях и невестках»  
5 блок  «О первоначальном воспитании в семействе»  «Радости и скорби родителей о детях»  
6 блок «Благотворность молитв родителей о заблудших детях»  
7 блок  «Кто родителей чтит, того Бог наградит» «Старость» «Семейные могилы»  
8 блок «Братья и сестры»  
9

блок

Беда и скорбь в семье  
10 блок Когда все вместе, то и душа на месте  

 

2.4. Здоровый образ жизни.

 

Темы учебных блоков:

  1. Планируем здоровое питание . Законы здорового питания
  2. Витамины и здоровье
  3. Как правильно заниматься физической культурой Физическая активность
  4. Как оградить ребенка от вредных привычек
  5. Об употреблении алкоголя Как оградить ребенка от алкоголя и наркотиков
  6. Осторожно электронные сигареты
  7. Нехимические зависимости
  8. Медико-социальные последствия потребления наркотических веществ
  9. Стресс и здоровье Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний
  10. Энергетические напитки
  11. Осторожно, электронные сигареты